25.10.2022

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 2

Титулы – секретные строительные площадки

Строительство тоннелей для удобства было разделено на отдельные автономные производственные объекты, называемые титулами, и имевшие номера с 1-го по 14-й. Кроме того, столь необычные названия стройплощадок служили цели обеспечения максимальной секретности. Исходя из имеющегося уровня грунтовый вод, прокладка тоннелей должна была выполняться, как открытым способом – с поверхности земли, так и с использованием технологии щитовой проходки в толще грунтов под сжатым воздухом. Первый метод предусматривал забивку металлического шпунтового ограждения по периметру будущих тоннелей с постепенной откачкой грунтовых вод – с целью понижения их уровня. В свою очередь, второй метод предполагал облицовку стен тоннелей чугунными крепежными элементами, называемыми тюбингами, по мере продвижения вперед механического проходческого щита.

Строение тоннельно-кессонной секции и принцип горизонтальной проходки

Строение тоннельно-кессонной секции и принцип горизонтальной проходки

Фото: razvedka-vmf.kiev.ua

Наиболее высокие темпы строительства были почти сразу взяты на Южном переходе. На этом объекте работы одновременно велись, как на правом, так и на левом берегах Днепра, а также открытым способом недалеко от поселков Пирогово и Вита-Литовская (позднее он назывался Чапаевка), на Жуковом острове, и в поселках Осокорки и Бортничи. План работ на этом участке подрусловой железной дороги предусматривал прокладку двух железнодорожных веток на открытой местности – от станции «Жуляны» до станции «Пирогово». Далее одна ветка должна были заходить в подземный тоннель, протянувшийся с уклоном под русло Днепра до Жукова острова, и ведущий в направлении острова Водников. До наших дней сохранился 700-метровый участок этого тоннеля на правом берегу. Это постепенно уходящее под воду строение является наиболее впечатляющим из всех построенных фрагментов подземных переходов.

В свою очередь, на левом берегу Днепра тоннель должен был выйти на поверхность в районе поселка Бортничи. Его часть осталась рядом с территорией современного дачного поселка Осокорки – 75 м самого железобетонного тоннеля и еще 110 м котлована для него. Отсюда железнодорожная ветка должна была пройти по открытой местности до станции «Дарница», затем свернуть в сторону Выгуривщины, вновь уйти под русло Днепра через Северной переход, и выйти на поверхность в районе станции «Петровка». А от нее до станции «Жуляны» к тому времени уже были проложены необходимые для формирования железнодорожного кольца пути.

Схема погружения тоннельно-кессонной секции на расчетную глубину

Схема погружения тоннельно-кессонной секции на расчетную глубину

Здесь и далее фото: zametkin.kiev.ua

Расположение строительных площадок подрусловой железной дороги

Возведение тоннелей под Днепром в Киеве велось на таких объектах:

  • Титулы № 2 и № 3 – находились в районе современного поселка Осокорки;
  • Титул № 4 — находился на острове Водников;
  • Титулы № 5 и № 6 — находились на Жуковом острове;
  • Титул № 7 — также находился на Жуковом остове и сейчас представляет собой 5 железнодорожных насыпей для энергопоездов, с расположенными рядом двумя бетонными резервуара для топлива, а также остатки цементного завода;
  • Титул № 8 — к нему относилась построенная на улице Жилянской ТЭЦ, а также другие объекты энергообеспечения строительства;
  • Титул № 9 – находился в районе поселка Бортничи;
  • Титул № 10 — находился на Оболони и сейчас представляет собой так и не погруженную под землю тоннельно-кессонную секцию, расположенную в урочище Наталка.
  • Титулы № 11, 12, 13 и 14 – места их расположений историкам установить не удалось.

До начала на территории Украинской ССР Второй Мировой войны на «Строительстве № 1» успели соорудить 4 тоннельно-кессонные секции. Три из них, которые являлись частями Южного тоннельного перехода, были успешно погружены под землю на титулах № 3, № 4 и № 5. А еще один кессон на титуле № 10, относящийся к Северному переходу, до сих пор стоит на поверхности земли рядом с парком «Наталка» на Оболони.

Расположение тоннелепроходческого щита внутри тоннельно-кессонной секции

Расположение тоннелепроходческого щита внутри тоннельно-кессонной секции

Проходка Южного тоннеля осуществлялась в следующих направлениях. На титуле № 3 (левый берег Днепра, напротив острова Водников) – был смонтирован щит для движения в сторону титула № 2 с выходом на поверхность, а также оборудована специальная камера для приема щита из титула № 4. К титулу № 3 также были проложены две железнодорожные колеи. Одна из них шла от титула № 9 (поселок Бортничи), через титул № 2 (наземный туннель в поселке Осокорки), а вторая проходила вдоль Днепра к станции «Дарница». По второй колее постоянно курсировал грузовой состав с материалами и оборудованием. На площадке титула № 4, в наши дни расположенной на промышленной территории, сохранились здания компрессорных и трансформаторных станций, а также сама шахта. Здесь тоже были смонтированы два щита для проходки в стороны титулов № 3 и № 5.

Строительство на титуле № 5 было организовано вблизи берега Днепра, севернее территории современного клуба юных моряков «Юнга». Ранее левее входа в клуб стояло частично разрушенное здание душкомбината. За его руинами, на территории бывшего лаврского хутора, находились ведомственные склады. В этом месте сохранился железобетонный оголовок, а также несколько зданий, принадлежность которых к «Строительству № 1» точно не подтверждено. В тоннельной секции титула № 5 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 6 и оборудована специальная приемная камера для приема щита со стороны титула № 4-бис. Наземные части тоннелей титулов № 2 и № 6 возводились открытым способом с постепенным понижением в сторону русла Днепра. Ранее тропинка к школе в поселке Вита-Литовская даже проходила по бетонной поверхности тоннеля титула № 6 длинной почти в километр. Недалеко от этого места, за ограждением, можно было увидеть несколько деревянных бараков, а рядом с ними – развалины предусмотренного рядом со стройплощадкой цементного завода.


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 1

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3

Секретные тоннели под Днепром


 


Теги: тоннели под Днепром, история Оболони