История оболонского трамвая

В конце 60-х годов прошлого века на древних лугах Оболони началось возведение нового жилого массива – одного из крупнейших в Киеве. На масштабную столичную стройку были брошены большие силы и средства, благодаря чему уже в 1972 году первый жители смогли въехать в собственные квартиры в современных многоэтажках. Спустя несколько десятилетий Оболонский район станет одним из самых красивых и престижных районов Киева, привлекательности которого способствует, в том числе, и хорошее транспортное сообщение. Среди разных видов общественного транспорта в нашем районе особое место занимает трамвай.

Трамвай на Оболони 1978 год

Конечная остановка новой трамвайной линии и вагоны МТВ-82 на пересечении улицы Героев Днепра и проспекта Корнейчука (ныне - Оболонского), где позже появится станция метро Героев Днепра

Автор: Ханс Орлеманс, 12.09.1978

Здесь и далее фото: mashke.org/kievtram

В период активного строительства нового района в северной части Киева его первым жителям приходилось добираться до своих домов, пользуясь услугами речного трамвая и городских автобусов. Только в год официального появления на картах столицы Минского района – 1975-й, на Оболонь был пущен трамвай, призванный стать временной альтернативой линии метро. Трамвайная колея была проложена через Куреневку с Подола, который в тот период был одним из самых крупных транспортных узлов Киева. Новый транспортный маршрут было решено обозначить номером ликвидированного недавно подольского трамвая, трассу которого он полностью покрыл. Таким образом, первым наземным рельсовым маршрутом на Оболони стал трамвай №11.

Для того чтобы обеспечить бесперебойную перевозку стремительно возрастающего населения Минского района, Куреневское трамвайное депо приобрело в Чехословакии большое количество новых вагонов марки Tatra T3. Благодаря этому сцепки из двух вагонов (активного и пассивного) ходили по маршруту с интервалом в 3 минуты, который лишь немного уступал метрополитеновскому. Учитывая то, что по Подольско-Куреневской линии курсировали еще два трамвая №13 и №14, ее пропускная способность оказалась фактически исчерпанной. Поэтому, для того чтобы не перегружать подольский участок, новый трамвай №11 было решено не продлевать до Контрактовой площади, а сделать его конечной остановкой Верхний Вал. После небольшой перестройки рельсовой системы в этом районе идея была реализована.

Трамвай на Оболони 1978 года

Выпускавшийся в Киеве трамвай КТВ-55 движется к остановке «Улица Маршала Малиновского»

Автор: Ханс Орлеманс, 12.09.1978

Оболонь стремительно разрасталась, и вскоре возникла необходимость обеспечить и других жителей района быстрым сообщением с центральной частью столицы. Для этого в 1978 году трамвайная колея была продлена от улицы Добрынинской до проспекта Корнейчука (ныне – Оболонского проспекта), а ходить по этому маршруту стал трамвай №16. Нужно отметить, что для 16-го маршрута новый подвижной состав уже не закупался. Сюда были просто переброшены ветераны киевского рельсового транспорта – вагоны марок МТВ-82 и КТВ-55, которые тоже ходили в парной сцепке. При этом новые в то время Татры продолжали эксплуатироваться на маршруте №11.

Транспортная ситуация в Минском районе коренным образом изменилась в 1980 году, когда на Оболонь была продлена Куреневско-Красноармейская линия метро и открыты две новые станции – «Петровка» и «Проспект Корнейчука» (ныне – «Оболонь»). Благодаря тому, что последняя была построена в непосредственной близости от маршрута 11-го трамвая, количество его пассажиров существенно уменьшилось. Впрочем, несмотря на то, что число вагонов на маршруте сократилось, примерно на половину, а население Оболони получило возможность быстро добираться на Подол на метро, трамвай №11 по сей день продолжает успешно перевозить пассажиров в центральную часть Киева.

Трамвай на Оболони 1981 год

Кольцо на конечной оболонского трамвая, жилые дома быстро разрастающегося района, сцепка старых вагонов МТВ-82 и пришедшая им на смену «Татра»

Автор: Ааре Оландер, 22.05.1981

После строительства новой колеи в северном направлении, появился и третий по счету оболонский трамвайный маршрут №4. Он перевозил пассажиров с улицы Лайоша Гавро до проспекта Корнейчука, и был призван разгрузить часть автобусов Минского района. Укомплектовали его вагонами Татра Т3, работавшими ранее на 11-м маршруте. Другая часть бывших чехословацких вагонов трамвая №11 заменила отслуживший свой срок подвижной состав марок МТВ-82 и КТВ-55 в Куреневском парке. 4-й маршрут на Оболони просуществовал в период с 1980 по 2006 год.

Ситуация с транспортом на Оболони еще один раз коренным образом изменилась в 1982 году, после открытия очередных двух станций метрополитена – «Минская» и «Героев Днепра». Это почти не повлияло на количество пассажиров маршрута №11, в то время как трамваи №4 и №16 перестали выполнять связующую роль между северной частью Минского района и Подолом. Фактически, пассажиры пользовались последними трамвайными маршрутами, чтобы доехать до метро, и некоторых других частей жилого массива.

Трамвай на Оболони 1985 год

Площадь Дружбы Народов и трамвай, движущийся на конечную остановку на улице Лайоша Гавро

Автор: Гордон Стюарт, 06.10.1985

В конец 80-х годов ХХ века была серьезно расширена троллейбусная сеть в районе Куреневки. В сочетании с сокращением количества подвижного состава в Куреневском депо, это привело к существенному уменьшению числа вагонов на трамвайных маршрутах, которые к тому же стали ходить с большими интервалами времени. С тех пор парные трамвайные сцепки исчезли с улиц Оболони и Подола, а появление в 90-х годах маршрутных такси сильно уменьшило количество пассажиров наземного рельсового транспорта.

Впрочем, даже, несмотря на конкуренцию с маршрутками, отсутствие новых вагонов и жалобы людей на грохот старых рельсов под окнами, оболонский трамвай спустя годы продолжает все так же исправно перевозить пассажиров по четырем ныне существующим маршрутам №№ 11, 12, 16, 19. Возможно, придет время, когда власти Киева начнут развивать наземный рельсовый транспорт, как это происходит в странах Европы. Именно трамвай может стать для столицы аналогом легкого метро, ведь он все также обладает своими главными преимуществами – отдельными линиями движения, быстротой и экологичностью.

Трамвай на Оболони - наши дни

Современный оболонский трамвай на «лесном маршруте» по дороге в Пущу-Водицу

Фото: starkiev.com

Статья написана по материалам Владимира Кухарского, создателя сайта об истории Оболони - Obolon.name.

Теги: транспорт, трамваи