Стало известно, кто стоит за строительством оболонского пешеходного моста, стоимость которого засекретили
24 ноября 2020 года появились результаты журналистского расследования относительно будущего строительства пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонским. Как выяснилось за этим масштабным и дорогим проектом стоят известные столичные застройщики и строительные компании, фигурирующие в уголовных производствах. Данная информация была опубликована на портале «КиевVласть».
Паспорт будущего оболонского пешеходного моста на набережной
Фото: «Моя Оболонь»
Как известно, подготовительные работы к возведению пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонским ведутся уже два месяца. При этом, параметры будущего сооружения известны только со слов инспектировавшего начало строительства 9 октября мэра Киева Виталия Кличко и из паспорта на строительной площадке. В соответствии с ними, ширина моста составит 4 м, длина – 164 м, площадь твердого покрытия – 627 м2, сам мост будет иметь три пролета, а его конструкция будет опираться на 4 опоры, две из которых разместят в проливе.
Сметная стоимость переправы пока неизвестна совсем, ориентировочный срок ее сдачи в эксплуатацию – 2021 год. Но, самое интересное то, что, по словам Виталия Кличко, мост будет построен за средства меценатов. Но, документально это не подтверждается.
Секретные договоренности
Сообщение о начале проведения подготовительных работ № КВ020200929412 было зарегистрировано Департаментом по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской городской администрации 30 сентября 2020 года. Пока строительство отнесено к классу последствий СС1 – «незначительные». В сообщении указано, что генеральным подрядчиком, на основании договора № 07/09/01-2809/3 от 28 сентября 2020 года, выступает ООО «Мостострой». Но, сам договор в открытом доступе отсутствует.
Как выяснили журналисты, отправив запрос в Оболонскую районную администрацию, новый пешеходный мостовой переход между Оболонской набережной и островом Оболонским собираются построить на протяжении 2020 - 2021 годов. Проект уже готов, а проектно-сметную документацию разработало ООО «Проектные системы ЛТД». По информации оболонских чиновников, эта документация сейчас направлена на экспертизу, после чего будет определена окончательная стоимость возведения моста.
Но, далеко не факт, что эту стоимость и другие детали строительства объявят общественности. Из ответа Оболонской районной администрации следует, что 13 марта 2020 года между ней, как заказчиком строительства, ООО «Проектные системы ЛТД», как проектантом, и ООО «СИА», как меценатом, был подписан трехсторонний договор на разработку проекта пешеходного моста. Стороны договорились, что «коммерческая информация (суммы денежных средств, которые подлежат оплате по договору и тому подобное) и другая конфиденциальная информация не подлежат разглашению».
Примечательно, что о непосредственном подписании договора на строительство в ответах Оболонской районной администрации и Департамента экономики и инвестиций Киевской городской администрации даже не упоминается. Вероятно, договор № 07/09/01-2809/3 от 28 сентября 2020 года был подписан также как и договор на проектирование – по принципу «информация не подлежит разглашению».
Появление идеи возведения нового моста
Очевидно, что действующим Генеральным планом Киева строительство пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонский не планировалось. Чтобы сделать его возможным, ООО «СІА» в феврале текущего года обратилось с соответствующей инициативой к руководству города.
Речь идет о письме на имя мэра Виталия Кличко от 17 февраля 2020 года, в котором директор ООО «СІА» Галина Яковлева попросила поддержать их инициативу по возведению пешеходного мостового перехода на Оболони. В строительной компании заверили, что заботятся о развитии и улучшении рекреационной среды для жителей Киева и гостей столицы, для чего нужно связать мостом парк «Наталка» с территорией острова Оболонского.
«Отмечаем, что мы планируем принять участие в финансировании работ по проектированию и строительству мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонский», – указано в письме директора ООО «СІА» Галины Яковлевой.
То есть, «меценат» изначально не собирался полностью финансировать строительство переправы. Речь идет только об участии в финансировании. Причем, непонятно в каких пропорциях – по отношению к финансированию бюджетному.
Также в своем письме директор ООО «СІА» обращает внимание на отсутствие в проекте инвестиционной составляющей, поскольку мостовой переход после завершения его строительства и принятия в эксплуатацию полностью перейдет в коммунальную собственность общины Киева.
Но, несмотря на то, что никакой инвестиционной составляющей в этом проекте, якобы, нет, в Киевской городской администрации сразу же запустили «инвестиционный процесс». 27 февраля 2020 года постоянно столичная комиссия по привлечению инвесторов к финансированию строительства, реконструкции, реставрации объектов жилого и нежилого назначения, незавершенного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры единогласно поддержала предложение ООО «СІА».
При этом, в выписке из протокола № 128/2020 заседания этой комиссии информации по новому строительству почти нет, но именно этот протокол и дал старт процессу. Буквально через неделю, 4 марта 2020 года, Виталий Кличко, опираясь на все тот же протокол, подписал распоряжение Киевской городской администрации № 397 о строительстве моста, где заказчиком была определена Оболонская районная администрация.
Градостроительные условия и ограничения на проектирование строительства пешеходного мостового перехода между Оболонской набережной и островом Оболонским столичный Департамент градостроительства и архитектуры утвердил своим приказом № 1021 от 17 сентября 2020 года. Документ был опубликован в реестре 23 октября 2020 года.
Согласно этим градостроительным условиям о ограничениям, под строительство моста должны быть выделены три земельных участка общей площадью 278 га с кадастровыми номерами – 8000000000:78:215:0006, 8000000000:78:215:0200 и 8000000000:78:215:0017. Согласно действующему Генеральному плану Киева, функциональное назначение всех трех участков – «территория зеленых насаждений общего пользования, водоемов и водотоков».
Примечательно, что никаких подробностей о характеристиках будущего моста в градостроительных условиях и ограничения нет. Там лишь отмечается, что проектировать его надо с учетом законов об охране исторического и археологического наследия, государственных строительных норм, организации подъездов для экстренных служб, включая пожарные и скорую помощь, доступности маломобильных групп населения и не только. Дальше – полная конфиденциальность.
Кто стоит за проектом оболонского пешеходного моста
«Меценат» – ООО «СІА», благодаря которому удалось обеспечить конфиденциальность всех нюансов строительства нового моста, связано с ключевым спонсором столичного офиса партии «Батькивщина» Владиславой Молчановой – совладелицей группы строительных компаний, работающих под брендом ООО «Столица групп» и сети супермаркетов Novus.
Согласно данным аналитической системы YouСontrol, ООО «СІА» было зарегистрировано в 2003 году. Уставный фонд – 18 тысяч 500 гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – зарегистрированное на Кипре ООО «Спарентон Лимитед», конечные бенефициары – Юлия Харченко и Богдана Тимощук.
Юлия Харченко была помощником депутата Верховной Рады VI созыва Николая Томенко из фракции ВО «Батькивщина», а Богдана Тимощук является председателем Подольской районной организации ВО «Батькивщина». Во время президентской кампании 2019 года Богдана Тимощук была доверенным лицом кандидата Юлии Тимошенко в Подольском районе Киева, а в 2015 и 2020 годах – безуспешно баллотировалась в депутаты Киевского городского совета от ВО «Батькивщина».
Также Богдана Тимощук вместе с Юлией Харченко и кипрской компанией Sparenton Limited выступает соучредителем и бенефициаром целого ряда компаний в сфере строительства и аренды недвижимости: ООО «Гарант Групп Инвест», ООО «Оскоор-Строй», ООО «Прогресстрой», ООО «Инвест Систем Групп», ООО «Спар-Инвест», ООО «Инструмент Инвест», ООО «Риелт Буд», а также ООО «Дилайвест». При этом, в ООО «Дилайвест» до 2016 года по совместительству работал и управляющий делами секретариата Киевского городского совета Игорь Хацевич, который учился в школе и университете вместе с секретарем Киевского городского совета VIII-го созыва Владимиром Прокопивым.
Кроме этого, Богдана Тимощук и Юлия Харченко числятся бенефициарами ООО «Конкорд-ДС Плюс» и ООО «Ситистройсервис», имеющих отношение к группе «БТ Инвест», ключевые лица которой литовские граждане – Раймондас Туменас, Марина Познякова и Агне Рузгиене. Также среди совладельцев ООО «Конкорд-ДС Плюс» до марта 2019 года и ООО «Ситистройсервис» до февраля 2019 года была и Владислава Молчанова. Группа «БТ Инвест» управляет сетью супермаркетов Novus и компанией Best Imports, которая импортирует продукцию для этой сети, а также реализует проекты ООО «Столица групп».
По данным YouControl, бенефициарами ООО «Столица групп» сейчас выступают – Раймондас Туменас, Агне Рузгиене и Марина Познякова. Владислава Молчанова числилась в качестве соучредителей этой компании до февраля 2017 года, после чего ее заменил Иван Молчанов, прописанный с ней по одному адресу.
Проектированием оболонского пешеходного моста занимается компания Андрея Миргородского – политического соратника мэра Виталия Кличко, кандидата на пост главного архитектора Киева в 2016 году, экс-заместителя директора Департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской администрации в 2003 - 2004 годах, а также бизнес-партнера президента девелоперской компании «XXI век» Льва Парцхаладзе.
По данным YouControl, ООО «Проектные системы ЛТД» зарегистрировано в 2005 году. Уставный фонд – 105 тысяч 200 гривен. Основной вид деятельности – деятельность в области архитектуры. Руководитель – Игорь Марков. Бенифициарные владельцы – Сергей Миргородский и его сын Андрей Миргородский. Известно, что ООО «Проектные системы ЛТД» разрабатывало для Киева некоторые скандальные Детальные планы территории.
В свою очередь, генеральным подрядчиком строительства пешеходного моста между Оболонской набережной и островом Оболонским выступает ООО «Мостострой» депутата Верховной Рады VII созыва от Партии регионов Владимира Продивуса.
По данным YouControl, ООО «Мостострой» зарегистрировано в 2011 году. Уставный фонд – 1 млн гривен. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий. Учредители – Владимир Продивус и АО «Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд «Нера». Директор – Владимир Гресько. Стоит отметить, что ООО «Мостострой» ни разу не получало подряды по результатам участия в публичных закупках.
Примечательно, что имена Владимира Продивуса, Андрея Миргородского и Богданы Молчановой фигурируют и в связи с разными «мостостроительными» скандалами в Киеве.
Так, ранее обанкротившееся ПАО «Мостострой», в перечне соучредителей которого числится супруга Владимира Продивуса – Светлана, а руководителем – Владимир Гресько, с 2004 по 2016 год по заказу КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений Киева» занималось возведением самого масштабного и проблемного столичного долгостроя – Подольско-Воскресенского моста.
Сотрудничество завершилось тем, что предприятие расторгло договоры с ПАО «Мостострой» в одностороннем порядке. А в 2017 году в результате внеплановой финансовой проверки Департамент внутреннего контроля и аудита Киевской городской администрации выяснил, что из-за халатности заказчика ПАО «Мостострой» допустило при строительстве Подольского моста финансовые нарушения на 129 млн 480 тысяч гривен.
Тем не менее, Владимир Продивус, после отстранения ПАО «Мостострой» от строительства этой переправы продолжал стараться вернуть себе бюджетные потоки. И даже привлекал к этому своего политического соратника, сопредседателя фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» в Верховной Раде Юрия Бойко.
А уже в текущем году появились резонансные разоблачения журналиста Дениса Бигуса и народного депутата Гео Лероса по поводу схем хищений бюджетных средств на строительстве Подольско-Воскресенского моста. По их словам, разоблачения построены на документах, извлеченных из компьютера, конфискованного Службой безопасности Украины в офисе «смотрящего за Киевом» Дениса Комарницкого.
В свою очередь, Денис Комарницкий, в том числе, через Владиславу Молчанову и избранного от ВО «Батькивщина» депутата Киевского городского совета Аллу Шлапак имеет влияние на фракцию ВО «Батькивщина» в новоизбранном Киевской городском совете IX созыва. А через народного депутата и руководителя столичной ячейки партии «Слуга народа» Николая Тищенко так называемый «смотрящий за Киевом» имеет возможность влиять и на фракцию партии «Слуга народа» в Киевском городском совете.
Что касается Андрея Миргородского и Владиславы Молчановой, то их имена фигурируют и в скандальном строительстве прозванного «стеклянным» велосипедно-пешеходного моста между парками «Крещатый» и «Владимирская горка». Он был торжественно открыт 25 мая 2019 года, но вскоре стал известен несколькими случаями с треснувшими стеклами. А позднее оказалось, что, рискуя здоровьем посетителей, переправу открыли до получения сертификата готовности.
Также примечательно, что в ноябре 2018 года общая стоимость строительства пешеходно-велосипедного моста над Владимирским спуском оценивалась в 287 млн 356 тысяч гривен, а уже в мае 2019 года, после его открытия, мэр Виталий Кличко переутвердил проект, в результате чего его общая смета увеличилась до 419 млн 960 тысяч гривен.
Для проектирования «стеклянного» моста заказчик строительства КП «Инженерный центр» тогда тоже привлек ООО «Проектные системы ЛТД» Андрея Миргородского. Между предприятиями было подписано 4 договора на разработку проекта строительства и авторский надзор, по которым компания получила более 12 млн гривен из городского бюджета.
Мост между парками «Крещатый» и «Владимирская горка» строило ООО «Спецавто-Строй». Эта компания также связана с Владиславой Молчановой через ее директора Сергея Дубенко. Между КП «Инженерный центр» и ООО «Спецавто-Строй» в рамках возведения велосипедно-пешеходного моста было подписано 6 договоров на сумму 331 млн 540 тысяч гривен. Согласно отчетам об их выполнении, подрядчику суммарно было заплачено 279 млн 900 тысяч гривен.
Стоит отметит, что цены некоторых договоров в ходе сотрудничества не раз меняли. Например, стоимость первого, самого дорогостоящего договора между КП «Инженерный центр» и ООО «Спецавто-Строй» первоначально составляла 255 млн 560 тысяч гривен. Но, почти перед открытием моста, 22 мая 2019 года, ее увеличили до 271 млн 980 тысяч гривен. А позднее, после критики по поводу завышения стоимости строительства и открытия уголовных производств, стороны пересмотрели цену договора, уменьшив ее до 237 млн 310 тысяч гривен, что на 18 млн 250 тысяч гривен меньше первоначальной.
В связи с возможными финансовыми махинациями при строительстве «стеклянного» моста правоохранителями было открыто два уголовных производства – № 62019000000000619 от 8 мая 2019 года и № 12019000000000602 от 4 июля 2019 года. Следствие подозревает служебных лиц Киевской городской администрации и заказчика строительства – КП «Инженерный центр» – в злоупотреблении служебным положением, приведшим к масштабным потерям бюджетных средств, а проектанта и строителя ООО «Проектные системы ЛТД» и ООО «Спецавто-Строй» – в использовании фиктивных фирм и прочих финансовых махинациях.
В свою очередь, связанные с Богланой Молчановой компании также часто фигурируют в различных строительных скандалах. Например, ее связывают с попыткой без разрешительных документов возвести жилой комплекс на улице Ивана Мичурина, 44, буквально вплотную к Национальному ботаническому саду имени Николая Гришко. А фирмы, связанные с бизнес-партнером Владиславы Молчановой – Раймондасом Туменасом известны попытками возвести многоэтажные дома на территории Центрального парка культуры и отдыха на улице Николая Грушевского, Чкаловского сквера в центре Киева и на участке на проспекте Героев Сталинграда, 44-Б, которому Киевский городской совет позднее присвоил статус сквера.
В 2018 году депутат Верховной Рады VIII созыва Сергей Лещенко выяснил, что ООО «Столица групп» возводит ЖК «Варшавский микрорайон» на принадлежащем ГП «Научно-исследовательский производственный агрокомбинат «Пуща-Водица» земельном участке, целевое назначение которого – «для строительства и обслуживания других зданий общественной застройки». А в 2019 году связанное с Богданой Молчановой ООО «Строительная компания «Стройевросервис» получило разрешение на проектирование на 0,2 га жилого дома в 73 м перед другим жилым домом на улице Ивана Миколайчука, 3.
Не является исключением из этого списка и «меценат» будущего оболонского пешеходного моста – ООО «СІА». Эта компания выступает заказчиком строительства ЖК «Галактика» на улице Евгения Сверстюка, 4 в Днепровском районе. Девелопером данного проекта является одна из компаний Stolitsa Group – ООО «ИБК «Столица». При этом, с 2018 года Днепровское отделение Национальной полиции расследует уголовное производство № 12018100040007894 от 22 августа 2018 года, в рамках которого установлено, что средства физических лиц за квартиры в ЖК «Галактика» перечислялись на счета ООО «СІА» безосновательно.
Кроме этого, ООО «СІА» является фигурантом уголовного производства № 42019101040000102 от 9 июля 2019 года, в рамках которого следователи проверяют корректность привлечения, расчета и использования должностными лицами Киевской городской администрации паевых взносов, в том числе от строительства ЖК «Галактика».
С учетом всего указанного выше, у журналистов-расследователей возникает следующий закономерный вопрос – возможно, под прикрытием такого дорогостоящего «подарка», как пешеходный мост, стоят очень конкретные материальные интересы? Ведь поверить в то, что кто-то хочет полностью профинансировать в Киеве строительство моста, и притом безвозмездно, очень трудно.
В данном контексте, когда зафиксировано только намерение частной компании «поучаствовать в финансировании», похоже, нагрузка на столичный бюджет тоже будет изрядной. Так как, увеличивать сметы в режиме секретности окажется очень удобно. Кроме того, «отсутствие инвестиционной составляющей», вероятно, не помешает столичным властям в будущем в виде благодарности предоставлять «меценатам» многомиллионные подряды на возведение и ремонт инфраструктурных объектов, или одобрять строительство ими жилых комплексов.
Мост на остров Оболонский будет таким
Фото: кадр видео с facebook.com
Напомним, что 6 октября текущего года мэр Киева Виталий Кличко обнародовал видеоролик, в котором была представлена визуализация пешеходного моста, который должен соединить Оболонскую набережную и островов Оболонский. Но, оказалось что дизайн будущей переправы во многих деталях повторяет внешний вид моста Dragon Eco Bridge, разработанного для одной из провинций Китая.