Ситуация с переполненностью школ и детских садов Киева приближается к критической
5 марта 2019 года была опубликована вторая часть аналитического материала с анализом многолетней проблемы переполненности школ и детских садов во всех районах Киева. Как выяснилось, с учетом ежегодного увеличения количества учащихся, ситуация в сферах дошкольного и среднего образования становится все более критической. Данная информация появилась на портале «Экономическая правда».
Проблема нехватки мест в школах и детских садах Киева увиличивается с каждым годом
Фото: My-Obolon
Сколько школ и детских садов нужно Киеву?
Количество учеников в школах Киева увеличивается в 20 раз быстрее, чем растет количество мест в таких учреждениях. Об этом говорят данные Государственной службы статистики. Так, число учеников школ, в среднем, прирастает на 10 тысяч в год. Среди них примерно 5 тысяч приходится на начальные классы. При этом количество учебных мест в школах увеличивается в среднем на 0,5 тысяч. Например, с 2011 по 2016 год число учеников школ увеличивалось в 13 раз быстрее, чем количество мест в них. На 62 тысячи новых учащихся пришлось 4,7 тысяч созданных учебных мест.
Таким образом, в период с 2011 по 2016 год в школах Киева сформировалась нехватка 57,3 тысяч учебных мест. Если учесть, что в среднем школа рассчитана на 1 тысячу учеников, то столице уже в тот период не хватало 57-и школ. В свою очередь, для снижения наполненности групп в детских садах хотя бы до 100 % город должен был создать 20,6 тысяч мест. Это примерно 70 дошкольных учреждений на 300 мест каждое.
Сколько стоит построить школу или детский сад?
По расчетам Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, стоимость создания одного учебного места в школе в январе 2018 года составляла 100 тысяч грн. Таким образом, для строительства школ на 57,3 тысяч учебных мест необходимо 5,73 млрд гривен.
Впрочем, может понадобиться гораздо больше, например, 23 млрд гривен, если каждую из 57-и школ строить по цене 400 тысяч гривен за учебное место. Именно за такую сумму городская администрация Киева заказала застройщику возведение новой школы № 334. Ее общая стоимость составила 15 млн долларов (!), что в 4 раза дороже официальных рекомендаций.
Член правления Центра противодействия коррупции Александра Устинова говорит, что таких бюджетов на строительство школ нет даже в странах ЕС. Если же возводить школу исходя из расчетов министерства, то, например, вместо будущего пешеходного моста в Киеве на Владимирской горке можно было бы построить одну полноценную школу. Еще один важный момент – каждый год количество детей школьного возраста в Киеве увеличивается на 10 тысяч. Это значит, что ежегодно город должен строить еще не менее 10-и школ, тратя 1-4 млрд гривен.
По расчетам Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, стоимость создания одного места в детском саду в данный момент составляет 127 тысяч гривен. Это значит, что Киев должен потратить на возведение дошкольных учреждений не менее 2,6 млрд гривен. Кроме того, каждый год город должен строить еще от 2-х до 16-и детских садов на 300 мест за 0,1-0,6 млрд гривен.
Помогает ли правительство?
Как показывает практика, правительство не воспринимает объективно проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях и не способно в полном объеме выполнить собственное распоряжение об их расширении. Согласно плану Кабинета министров, в 2017-2019 годах в Киеве в детских садах должно появиться в общей сложности 9 тысяч 105 мест.
В 2017 году столичные власти должны были создать 3 тысячи 500 мест, в 2018 году — 2 тысячи 730 мест, а в 2019 году — 2 тысячи 875 мест. Однако, 9 тысяч 105 мест — это в два раза меньше, чем нужно столице, без учета темпов роста населения. При этом, в 2017 году в Киеве было создано в 6 раз меньше мест, чем было запланировано – вместо 3 тысяч 500 появилось только 635.
Каковы обязанности застройщиков?
Согласно законодательству застройщики не обязаны строить школы и детские сады – это обязанность киевской власти. Их участие в создании социальной инфраструктуры сводится к внесению в казну разовых паевых взносов с каждого своего объекта. Так, в 2018 году застройщики заплатили около 0,5 млрд гривен паевых взносов. Это в 10-20 раз меньше, чем нужно для строительства такого количества школ и детских садов, которое отвечало бы темпам жилой застройки столицы. С этим согласны и сами застройщики, и Кабинет министров.
«Этих средств недостаточно для создания объектов социальной инфраструктуры. Ни одной гривны данного взноса на это не было направлено», - говорит заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Лев Парцхаладзе.
Журналисты направили запрос пятерым крупнейшим застройщикам Киева – компаниям «Укрбуд», «Киевгорстрой», «ДСК Житлобуд», «Интергал-буд» и Stolitsa Group. Ответили на него только «Укрбуд» и «Интергал-буд». В письме содержался вопрос – почему рядом с новыми жилыми комплексами не появляются школы и детские сады, и есть ли в этом вина застройщиков?
Пресс-секретарь «Укрбуда» Глеб Шемовнев ответил, что застройщики заинтересованы в возведении школ и детских садов. Тогда средства, потраченные на развитие инфраструктуры, засчитываются как паевой взнос. Большинству застройщиков выгоднее обеспечить своих специалистов работой и зарплатой, чем просто отдавать миллионы гривен, которые затем растворяются в городском бюджете. Впрочем, есть несколько нюансов.
Во-первых, по словам Глеба Шемовнева, детский сад недостаточно построить, его надо передать городу. Для этого в бюджете должны быть заложены средства на содержание и управление учреждением. Во-вторых, это не значит, что оно будет принято на баланс.
«Столичные девелоперы знают примеры, когда создаваемые по заказу города объекты власти отказывалась брать в управление. В результате девелоперам приходилось делать заведения частными и заниматься непрофильной деятельностью, обеспечивая управление ими», - объясняет Глеб Шемовнев.
В-третьих, отмечает представитель «Укрбуда», зачисление развития социальной инфраструктуры в качестве паевого взноса – еще одна головная боль застройщиков. Из-за бюрократии эта процедура порой длится полгода и дольше. Соответственно, затягивается ввод основного объекта.
В свою очередь, коммерческий директор «Интергал-буда» Анна Лаевская рассказала, что город почти не строит школы и детские сады, но компания «Интергал-буд» в каждом жилом комплексе пытается предусмотреть дошкольные учреждения и центры раннего развития.
«Жители наших ЖК могут не беспокоиться за детей. Родителям не нужно годами ждать места в учебных заведениях или возить детей за несколько километров. Это решает проблему социальной напряженности из-за недостатка детсадов и школ в районах плотной застройки», - говорит Анна Лаевская.
Интересно, что в 2017 году столичная администрация не смогла принять на свой баланс детский сад, возведенный компанией «Интергал-буд» в жилом комплексе «Яскравый» на Минском массиве. Причиной отказа в городской администрации назвали невозможность содержания учреждения.
Почему школы и детские сады остаются только на бумаге?
«Зеленый свет» на строительство жилых домов застройщику дает документ под названием «Детальный план территории» – план отдельного микрорайона города. Его разработка стоит дорого. Ранее ДПТ заказывали сами застройщики, поэтому могли влиять на то, где какие объекты будут расположены в том или ином месте.
«Детальный план территории определяет ее назначение. Будет там жилье или коммерческая застройка, где будут детсады и школы. ДПТ содержит расчеты, сколько есть и сколько будет населения, сколько нужно инфраструктуры. Формально ДТП предусматривают школы, но получается так, что компании застраивают свои кварталы, а вопросы школ перекладывают на соседей», - объясняет эксперт в сфере градостроительства Иван Микуляк.
Кто несет ответственность за дефицит школ и детских садов?
Школы и детские сады в Киеве должна строить городская администрация за счет средств бюджета столицы. При этом должны учитываться утвержденные ранее планы застройки, темпы жилого строительства и демографические особенности микрорайонов. Чиновники имеют право запрещать возведение многоэтажных жилых домов, если видят, что в соседних школах и детских садах не хватает мест.
При этом, по оценкам журналистов, почти вся ответственность за критическое состояние системы дошкольного и школьного образования в Киеве лежит на городском голове Виталии Кличко и его предшественниках. Сам Виталий Кличко руководит Киевом почти 5 лет. В его руках сосредоточены ключевые властные инструменты, которые позволяют влиять на застройку столицы.
Он назначает директора департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской администрации, директора департамента земельных ресурсов Киевской городской администрации, директора департамента образования и науки Киевской городской администрации. Также Виталий Кличко – лидер блока Петра Порошенко, фракция которого имеет большинство в Киевском городском совете.
Так, депутат все того же блока Петра Порошенко Александр Мищенко возглавляет комиссию Киевского городского совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования. В этой комиссии депутаты блока Петра Порошенко также имеют большинство. Наконец, Виталий Кличко руководит Киевской городской администрацией и Киевским городским советом.
Как решить образовательные проблемы?
По мнению эксперта по вопросам местного самоуправления Игорю Дивчура, кризис в системе дошкольного и школьного образования вызван отсутствием сбалансированной градостроительной концепции.
«Когда разрабатывается ДТП, идет недостаточно широкая разъяснительная кампания. Почему на этом участке должен быть дом, а там торговый центр, как это решит вопросы школ и детсадов», - говорит Игорь Дивчур.
Эксперт считает, что к вопросу обеспечения местами в школах и детских садах нужно подходить комплексно. Например – через общий механизм государственно-частного партнерства. Это опыт Нидерландов и других скандинавских стран. Там городские власти собирают все заинтересованные стороны, которые договариваются о «правилах игры». Это позволяет строительной отрасли развиваться, а городу – обеспечивать жителей местами в разных образовательных учреждениях.
Например, в рамках одного ДПТ строители платят паевые взносы за развитие инфраструктуры и местные налоги на землю, и эти средства идут на строительство школ и детских садов. Другой вариант — когда при разработке ДТП применяется механизм государственно-частного партнерства. Город выполняет свои административные функции по развитию микрорайонов путем утверждения детальных планов развития, а строительный бизнес через договоры инвестирует в возведение школ и детских садов на коммунальной земле.
«Заказчиком такого строительства может быть управление образования района или Департамент капитального строительства Киевской городской администрации. Думаю, что строительный бизнес через паевое участие с привязкой к территории стройки, или через механизмы финансирования государственно-частного партнерства готов решать вопрос нехватки детских садов и школ», - считает Игорь Дивчур.
При этом все школы и детские сады, построенные с применением такого механизма, должны без проблем приниматься на баланс Киева, что далеко не всегда происходит сейчас.
Напомним, что 26 февраля текущего года была опубликована первая часть аналитического материала с анализом многолетней проблемы переполненности школ и детских садов во всех районах Киева. Как выяснилось, столичные власти даже не пытаются ее решить, что только ухудшает эту ситуацию с каждый годом.