16.01.2015

Куреневка

Куреневка – местность, расположенная в юго-западной части Оболонского района, а также в Подольском районе, между улицами Добрынинской, Резервной, Сырцом, улицами Елены Телиги, Подольским спуском, Викентия Хвойки и Петровкой. Существует две версии происхождения ее названия. Согласно первой и основной, оно появилось благодаря находившимся здесь в XVII веке куреням – жилым сооружениям городского гарнизона киевской казацкой сотни. Согласно второй версии, этот топоним имеет более древнее происхождение и произошел от старословянского слова «куръ», означавшего предел поселения, его окрестности, а также городские стены. В источниках XVIII - XIX веков Куреневка также обозначалась как Куреневщина, Кореневка, Кореневщина и Коренювщина.

В 1140-х годах в этой еще безымянной местности, рядом с пересечением нескольких дорог, князем Всеволодом II Олеговичем была построена церковь в честь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских в византийском стиле. Она стала главным собором появившегося позже Кирилловского монастыря. В летописи 1231 года упоминается игумен Кирилловской церкви Климент, что свидетельствует о функционировании храма до 1240 года, когда Киев был опустошен монголо-татарским нашествием хана Батыя. Возрождение Кирилловского монастыря произошло в начале XVII века. Благодаря стараниям игумена Василия (Красовского) в 1612 году храм был снова освящен и переименован в Свято-Троицкий. В 1651 году монастырь был снова разграблен войсками литовского князя Януша Радзивила во время его похода на Киев, но снова возродилась уже во второй половине XVII века.

После большого пожара 1734 года к восстановительным работам в монастыре был привлечен известный украинский архитектор Иван Григорович-Барский. По его проекту вокруг монастыря возвели каменные стены с угловыми башнями, комплекс каменных построек на самой его территории, а Кирилловскую церковь обновили в стиле украинского барокко. В 1759 - 1778 годах рядом с ней была построена трехъярусная колокольня. В 1786 году Свято-Троицкий Киево-Кирилловский монастырь был ликвидирован по приказу российской императрицы Екатерины II. А в 1806 году Кирилловская церковь становится больничной при Киево-Кирилловских богоугодных заведениях (позднее – городская больница для душевнобольных, Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1, ныне – территориальное медицинское объединение «Психиатрия»). Очередной период возрождения церковь пережила в 1880 - 1889 годах, когда под руководством профессора Адриана Прахова внутри и снаружи были проведены реставрационные работы для «возвращения храма в благолепный древний вид». После их завершения храм освятили 29 мая 1889 года, и он функционировал до 1920-х годов.

18 мая 1929 года по решению Совета Народных Комиссаров УССР Кирилловская церковь была преобразована в музей в составе Киево-Кирилловского государственного историко-культурного заповедника. В состав музея вошло 11 монастырских построек, большинство из которых были разрушены в 1930-х годах, включая колокольню. После Второй мировой войны в Кирилловской церкви проводились длительные ремонтно-реставрационные работы. В 1965 году музей был снова открыт как один из филиалов в составе Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (ныне – Национальный заповедник «София Киевская»). Богослужения в Кирилловской церкви возобновились только в 1994 году. В 2011-м приход был преобразован в мужской монастырь. В настоящее время Кирилловская церковь является одной из самых древних сохранившихся церквей Киева.

Несмотря на появление первого храма на Куреневке еще во времена Киевской Руси, точное время основания первого не связанного с Кирилловским монастырем поселения в этой местности неизвестно. По одним данным оно появилось здесь в конце XV века, а по другим – в первой половине XVII века. Сама Куреневка впервые упоминается в документах «дворной ревизии населения Гетманщины» 1723 года как киевский пригород Куреневщина. В XVIII веке находившийся на Куреневке поселок принадлежал киевскому магистрату. Известно, что в этот период свой двор на его территории имел Киевский ткацкий цех.

В 1759 году на средства киевского мещанина Кондратия Бушука на Куреневке, вблизи современной Петропавловской площади, была построена вторая – деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла. В 1811-м храм реконструировали, подведя под него каменный фундамент. В 1865 году на погосте была возведена деревянная теплая или зимняя церковь (с отоплением для богослужений в холодные сезоны) во имя святого Тихона Задонского. В тот же период над притвором построили новую колокольню. В 1902 году началось возведение нового каменного здания храма по проекту архитектора Николая Казанского в русском стиле. Его строительство завершилось в 1905-м, после чего были разобраны два предыдущих деревянных храма. В 1930-х годах храм был закрыт, а его колокольню и баню разобрали. После этого он использовался как промышленное помещение заводом «Кинап» (киноаппаратуры). В разное время в нем размещался клуб, гальванический цех и даже проходная. В таком виде здание использовалось до сноса в 1987 года, после чего на его месте был построен новый 9-этажный заводской корпус.

В 1806 году в юго-западной части Куреневки начали функционировать Киево-Кирилловские богоугодные заведения (позднее – городская больница для душевнобольных, Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1, ныне – территориальное медицинское объединение «Психиатрия»). Двухэтажные корпуса больницы на современной улице Кирилловской, 103, были построены в 1877 - 1879 годах по проекту архитектора Федора Гешвенда, который также был одним из пионеров мировой аэронавтики и космонавтики. В настоящее время здания имеют статус памятников архитектуры.

В 1826 году на Куреневке по проекту архитектора Андрея Меленского было построено деревянное здание сельской управы, использовавшееся до второй половины XIX века, после чего было разобрано. В возведении нового административного здания уже не было необходимости, поскольку эта местность стала городским пригородом. В январе 1833 года Куреневка официально вошла в состав Киева и начала обслуживаться Плоским полицейским участком. В этот период на ее территории появились дачи состоятельных горожан. Но большую часть местного населения все также составляли крестьяне, а самыми распространенными видами деятельности еще оставались – садоводство и огородничество. На Куреневке функционировали два крупных рынка – на Петропавловской площади и на Троицкой площади (ныне – район Куреневского парка).

Ситуация с занятостью местного населения начала быстро меняться во второй половине XIX века, когда на Куреневке стали строить многочисленные промышленные объекты – кирпичные заводы, сахарные и кожевенные производства, пивоварни и ремесленные мастерские. Благодаря этому местность начала превращаться в большой рабочий поселок. Расположение здесь сразу нескольких кирпичных заводов, называемых «цегольнями», сделало Куреневку центром обжига кирпича в Киеве в период строительного бума конца XIX – начала XX века.

Вторая половина XIX века также стала периодом многочисленных археологических открытий на территории Куреневки. В 1870-х годах вблизи Смородинского спуска были найдены Кирилловские пещеры, внутри которых была обнаружена стоянка эпохи позднего палеолита. На Кирилловских холмах (в районе современной улицы Кирилловской, 103) было обнаружено поселение раннего железного века. В районе Куреневского кладбища (на современной улице Сырецкой) были найдены три участка одного поселения трипольской культуры медного века, в районе бывшего хутора Владислава Браницкого (современная улица Вербовая) – остатки поселения бронзового века, а на горе Черкеня (современная улица Шполянская) – поселение зарубинецкой культуры раннеславянского периода. В свою очередь, вдоль первой и второй террас Кирилловских высот (над современной улицей Кирилловской) был обнаружен могильник дохристианского периода.

В конце XIX века в районе пересечения современных улиц Куреневской и Семена Скляренко появилась Свято-Пантелеймоновская церковь при Мещанском госпитале – третья в этой местности. При церкви функционировала богадельня – приют для бедных и пожилых людей. Изначально она представляла собой домовой храм, к которому в 1899 году была пристроена колокольня по проекту архитектора Николаева. В 1913-м колокольня была увеличена, а здание церкви расширено уже по проекту архитектора Николая Горденина. При советской власти – в 1920-х годах храм был закрыт. В 1941-м он снова открылся и уже не закрывался до 1963 года, когда был снесен в связи с перепланировкой и перестройкой этой части Куреневки.

26 октября (7 ноября) 1891 года начала работать Подольская трамвайная линия, соединившая Подол и Куреневку. Она была проложена от Александровской (ныне – Контрактовой) площади до Троицкой площади (ныне – район Куреневского парка), рядом с которой было построено Троицкое трамвайное депо (позже – Троицкий трамвайный парк, трамвайное депо имени Леонида Красина, ныне – Подольское трамвайное депо). Сначала по этой линии курсировал конный трамвай, а в 1894 году она была электрифицирована.

В 1900 году новая трамвайная линия, получившая название Дачная, была проложена с Куреневки в Пущу-Водицу. Она соединила Троицкую площадь (ныне – район Куреневского парка) с 14-й линией через Петропавловскую площадь, улицу Вышгородскую и район современной площади Тараса Шевченко. В период с 1900 по 1908 годы на этом маршруте функционировала одна колея, а вторая была построена в 1908 - 1909 годах. В первые 4 года работы Дачной линии по ней курсировал паровой трамвай, а в 1904-м она была электрифицирована. В апреле того же 1904 года на территории Куреневки начала работать еще одна электрическая трамвайная линия – Лукьяновская, также прозванная Швейцарской из-за прокладки ее трассы через холмистый Репьяхов яр. Она соединила Троицкую площадь (ныне – район Куреневского парка) с Лукьяновским рынком (ныне – Лукьяновской площадью). Лукьяновская линия функционировала только в летние сезоны и была закрыта в 1918 году.

В начале ХХ века в районе пересечения современных улиц Кирилловской и Сырецкой был построен Киевский пивоваренный завод, один из корпусов которого спроектировал зять его владельца Иосифа Марра – известный киевский архитектор Владислав Городецкий. В настоящее время здание на улице Копыловской, 38 является одним из корпусов Киевского витаминного завода и имеет статус памятника промышленной архитектуры.

В 1908 году на Петропавловской площади началось строительство Начального училища (школы) имени Сергея Грушевского. Профессор, публицист и меценат Сергей Грушевский оставил в банке значительный капитал в ценных бумагах, указав в завещании – учредить народное учебное заведение за счет этих средств, когда благодаря процентам они увеличатся до 200 тысяч рублей. При этом училище должно было появиться в одном из городов, где Сергей Грушевский жил и работал, а выбрать город предстояло его сыну – известному украинскому историку Михаилу Грушевскому. Последний сделал выбор в пользу Киева. Киевская городская дума решила выделить для строительства свободный участок на Петропавловской площади. Согласившись на это предложение, Михаил Грушевский писал в письме из Львова от 19 мая 1908 года, что «Предместье города – Куреневка, где предполагается открытие школы, населено главным образом коренными жителями Края, и к тому же малосостоятельными, нуждающимися в проектируемом училище...».

Михаил Грушевский также настоял, чтобы фасад училища был построен по проекту архитектора Василия Кричевского – создателя украинского архитектурного модерна, который уже выполнял заказы для историка по благоустройству фасада его 6-этажного доходного дома на Паньковщине. В свою очередь, план здания разработал другой известный киевский архитектор – Эдуард Брадтман. Строительство продолжалось 3 года и 26 декабря 1911-го здание училища было освящено. Во времена СССР в нем располагалась школа № 14, а с 2001 года в него переехал Института повышения квалификации кадров Академии муниципального управления. В настоящее время здание училища имени Сергея Грушевского имеет статус памятника архитектуры украинского народного стиля, также известного как украинский модерн.

В 1910 году на средства предпринимателя и мецената Федора Терещенко в районе пересечения современных проспекта Степана Бандеры и улицы Новоконстантиновской был построен Куреневский гражданский аэродром. Он был официально открыт в сентябре 1911 года приземлением самолета С-6 киевского конструктора Игоря Сикорского, что позволило также установить мировой рекорд скорости для бипланов с двумя пассажирами. На этом аэродроме совершали полеты самые известные авиаторы своего времени – Александр Свешников, Александр Васильев, Михал Сципио дель Кампо, Адам Габер-Влинский и другие. В июне 1914 года во время рекордного перелета из Санкт-Петербурга на Куреневском гражданском аэродроме совершил посадку самый большой в мире самолет «Илья Муромец».

В 1918 - 1919 годах в Киеве существовал отдельный Куреневский район. 9 - 10 апреля 1919 года здесь разворачивались основные события Куреневского восстания против большевистской власти, организованного крестьянами киевских пригородов и окрестных сел при поддержке повстанческих отрядов, в координации с военным командованием Украинской народной республики. Оно было подавлено превосходящими силами большевиков 11 апреля.

В 1921 - 1922 годах Куреневка вошла в состав в Подольского района как Куреневский подрайон. В 1920-х годах существовавшая планировка этой местности значительно изменилась – после строительства северного железнодорожного полукольца. На протяжении 1920-х – 1930-х годов Куреневка была полностью электрифицирована. В период советской индустриализации были значительно увеличены производственные мощности местных предприятий – Куреневских (Петровских) кирпичных заводов (до запуска в 1930 году кирпичного завода на Корчеватом они были крупнейшими в Киеве, выпуская до 20 млн кирпичей в год), шиферного завода, консервного завода и кожзавода. В ноябре 1929 года была запущена 4-я обувная фабрика «Укркожтреста» – одна из крупнейших в СССР того времени, выпускавшая до 10 000 пар обуви в день. В 1926 - 1932 годах по проекту архитектора Семена Барзиловича на улице Кирилловской, 109 был возведен комплекс 4-х и 5-этажных жилых домов в стиле позднего конструктивизма для рабочих обувной фабрики. В тот же период на Троицкой площади появился сквер, со временем превратившийся в парк имени Михаила Фрунзе (ныне – Куреневский). А в 1934 году в южной части Куреневки, на месте другой площади – Кирилловской, был построен стадион «Спартак».

В 1949 году на улице Семена Скляренко было возведено новое трамвайное разворотное кольцо, после чего пути были демонтированы в конце улицы Кирилловской и далее на всем протяжении улицы Вышгородской, и перенесены через Петропавловскую площадь и улицу Семена Скляренко на улицу Старозабарскую (ныне – Автозаводскую).

В 1955 году на дне карьера одного из местных кирпичного завода было сделано еще одно важное археологическое открытие. Здесь был найден сохранившийся скелет ископаемого млекопитающего эпохи позднего эоцена – базилозавра, который ныне экспонируются в Палеонтологическом музее Национального научно-природоведческого комплекса.

В период Второй мировой войны жилой и промышленный сектора Куреневки были сильно разрушены, но в результате послевоенного восстановления ее планировка не претерпела значительных изменений. Они произошли после Куреневской трагедии 13 марта 1961 года. В тот день огромный селевой поток из жидких производственных отходов Петровских кирпичных заводов, которые сбрасывались в Бабий яр, размыл дамбу и накрыл жилые кварталы площадью около 30 га между улицами Михаила Фрунзе (ныне – Кирилловской) и Новоконстантиновской, а также территории трамвайного депо имени Леонида Красина (ныне – Подольского), завода «Укрпромконструктор», строительный двор управления капитальных ремонтов горисполкома и стадион «Спартак». Около 600 000 м³ разжиженного грунта в момент прорыва образовали вал высотой в 8 - 10 м, а на выходе из оврага в район жилой застройки – около 4 м. Вал двигался со скоростью 3 - 5 м/с и покрыл большую часть пострадавшей территории слоем глиняной пульпы высотой от 0,5 м до 4 м.

В результате трагедии стадион «Спартак» был затоплен настолько, что его высокой ограды вообще не было видно. Также было почти полностью уничтожено трамвайное депо. Ситуацию ухудшило то, что там сразу не отключили электроснабжение, из-за чего многие его работники погибли от поражения током. Согласно советским официальным данным, в результате техногенной катастрофы было разрушено 68 жилых и 13 административных зданий, непригодными для жилья оказались 298 квартир и 163 частных дома, в которых проживало 353 семьи численностью 1 228 человек. Погибли 145 человек. Но, по современным подсчетам число жертв могло насчитывать от 250-ти до 550-ти человек. В 1995 году рядом с Подольским трамвайным депо был открыт памятный знак его работникам – жертвам Куреневской трагедии.

После ликвидации последствий катастрофы была осуществлена комплексная реконструкция пострадавших кварталов Куреневки. Вся частная застройка вдоль улиц Михаила Фрунзе (ныне – Кирилловской), Копыловской и Алексея Терехина (ныне – Троицко-Кирилловской) оказалась снесена, после чего здесь возвели многоэтажные жилые дома. По улице Михаила Фрунзе (ныне – Кирилловской) провели первую в этой части Киева троллейбусную линию. А на месте бывшей железнодорожной станции «Киев-Подол» и соседнего сквера был создан парк культуры и отдыха имени Михаила Фрунзе (ныне – Куреневский). В середине 1960-х годов рынок с площади Михаила Фрунзе (ныне – Петропавловской) перенесли немного севернее – на место снесенного одноэтажного жилого квартала. В тот период на Куреневке появился единственный в Киеве специализированный зоорынок («птичий рынок»), ставший частью Куреневского рынка.

Еще один жилой квартал с частными домами был снесен в конце 1960-х годов в районе пересечения улицы Михаила Фрунзе (ныне – Кирилловской) и Подольского спуска. Вскоре на этом месте, которое с конца XIX до середины XX века было частью Кирилловской площади, обустроили небольшой парк «Хвойки». В целом большая часть старой застройки этой местности была снесена в 1960-х – 1970-х годах, за исключением отдельных домов вблизи Куреневского рынка и нескольких кварталов  в районе улицы Сырецкой. В 1984 году на этой же улице было построено Куреневское троллейбусное депо.

В 2001 году северо-восточная часть Куреневки, ограниченная улицей Михаила Фрунзе (ныне – Кирилловской), проспектом Московским (ныне – Степана Бандеры), а также улицами Новоконстантиновской и Викентия Хвойки, перешла из состава Подольского в состав новообразованного Оболонского района. 26 июля 2003 года на площади Михаила Фрунзе (ныне – Петропавловской) – на территории сквера, неподалеку от разрушенной в 1987 году церкви в течение одного дня было построено временное деревянное здание нового храма Апостолов Петра и Павла. 23 февраля 2007 года оно сгорело, после чего на улице Сырецкой, 20 началось возведение капитального храма по образцу исторического.

Как и в случае с соседней Приоркой, застройка Куреневки представлена зданиями разных эпох – от нескольких частных домов конца XIX – начала ХХ века, до «сталинок», «хрущевок» (включая первые 9-этажные), «брежневок» и одного современного жилого комплекса. Последний был возведен в 2018 – 2020 годах на месте Стеклотарного завода в Балтийском переулке. В дальнейшем уже неиспользуемые территории местной промзоны предполагается застроить бюджетным жильем.

В 2020 году была реконструирована часть Петропавловской площади вокруг трамвайного разворотного кольца, в результате чего вместо перенесенного на Петровку блошиного рынка здесь появился сквер. Кроме него на Куреневке есть Петропавловский сквер и еще три более крупных зеленых зоны – парки Куреневский и «Хвойки», а также ландшафтный заказник местного значения «Зеленое озеро».

Куреневка

Куреневка


0.3123 s
121
database