Северный мост – интересные и забавные истории строительства
Северный мостовой переход – это не просто важная транспортная артерия столицы, соединяющая два берега Днепра, но и уникальное для своего времени сооружение, которое было создано настоящими профессионалами и просто талантливыми людьми. Лично с ними, а также с длительным и сложным процессом строительства первого в СССР однопилонного вантового моста, открытого 3 декабря 1976 года под названием Московский, связаны интересные и порой смешные истории, в которых отражены не только человеческие отношения, но и реалии своей эпохи. Все эти истории собрал портал «Моя Оболонь».
История первая: «главное сделано» или начало работ
Лучшим началом повествования о самых неординарных событиях процесса проектирования и строительства Северного мостового перехода является оригинальная фраза директора института «Киевсоюздорпроект» – Федора Бершеды, ознаменовавшая старт работ по созданию нового путепровода, столь необходимого быстро развивавшемуся городу. Согласно воспоминаниям его коллег, Федор Васильевич был очень колоритным человеком, известным выражениями, которые быстро превращались в афоризмы, ставшие неотъемлемой частью истории столичного научного института. Но сначала нужно рассказать о контексте появления именно этой фразы.
Для реализации любых крупных проектов в советские времена нужно было сначала добиться гарантированного выделения финансирования, что было довольно непросто. С этой целью инженерам приходилось доказывать перед высоким начальством необходимость и полезность воплощения в жизнь своих творений. При этом средства должны были не просто выделяться из государственного бюджета, но и своевременно направляться на строительство конкретного инфраструктурного объекта в течение определенного периода. Решить эту проблему предстояло и руководителям киевских проектировщиков и мостостроителей.
Начало строительства Северного моста
Фото: скриншот с видео из Центрального архива кинофотодокуметов
Зная потребность города в возведении еще одного моста для новых жилых массивов, которые активно строились на его правом и левом берегах, управляющий мостостроительным трестом «Мостострой-1» Исаак Баренбойм в 1968 году начал работу над получением разрешения на разработку проекта автомобильного путепровода. Помогали ему в этом специалисты-проектировщики «Киевсоюздорпроекта», одним из которых был директор научного института – Федор Бершеда. После многочисленных визитов в кабинеты высших государственных чиновников они, наконец, получили разрешение на проектирование нового мостового перехода.
Тут то и прозвучала запомнившаяся всем фраза Федора Васильевича. Когда они с Исааком Юлисовичем вышли из зала заседаний с долгожданным документом, Федор Васильевич сказал: «Ну, все! Главное сделано! Теперь осталось только оформить расчетно-графические работы». Эти самые «расчетно-графические работы» – то есть процесс проектирования моста, продолжались на протяжении трех лет. А с начала разработки проектной документации в 1968 году до момента сдачи мостового перехода в эксплуатацию в 1976-м прошло целых 8 лет, на протяжении которых случались и многие другие забавные и интересные истории.
История вторая: нелегальные и легальные дачные участки
Первый забавный случай произошел с двумя сотрудниками «Киевсоюздорпроекта» – заведующим лабораторией Т. П. Калашниковым и отвечавшим за снабжение М. А. Усачевым. Не имея собственных дачных участков, они решили самостоятельно организовать себе места отдыха для теплого времени года, использовав «самозахват» территории в урочище Черторой. В то время они были далеко не единственными, кто «обустраивал» себе места на природе таким нелегальным методом, поэтому почти вся прибрежная зона в той местности была занята самодельными хижинами из дерева, фанеры, жести и картона. Проживая на берегу, «сезонные» обитатели этих строений готовили пищу рядом на кострах, примусах и керогазах.
На берегах урочища Черторой когда-то находились хижины-самострои киевлян
Фото: bagnet.org
Когда начались работы по проектированию трассы мостового перехода, она тщательно просчитывалась в нескольких вариантах по топонимическим планам. После завершения первого этапа инженеры начали переносить рекомендованный вариант на карту местности. И как внезапно оказалось – ось будущего моста прошла точно между самодельными жилищами Усачева и Калашникова. На протяжении нескольких лет, пока стройка еще не началась, они жили в своих хижинах и загорали на берегу Днепра. Но потом двум сотрудникам «Киевсоюздорпроекта» и всем их соседям пришлось «переехать», потому что все самодельные строения в урочище Черторой снесли. В том числе, и из-за параллельного обустройства парка «Дружбы народов».
Спустя 5 - 7 лет после этих событий сотрудники коллектива научного института начали получать по распределению личные участки величиной по 6 «соток» на левом берегу в другой части Киева. Там, вблизи поселка Осокорки, к тому времени уже появился садово-дачный массив. Усачев и Калашников также получили свои участки и построили капитальные домики. Позднее и в этой части города началось строительство нового – теперь уже Южного моста, появившегося довольно далеко от дачного массива. Но в процессе проектирования все те же инженеры в шутку опять провели ось его трассы через дома Усачева и Калашникова, сказав им: «Извините, но снова на вас попали, значит – судьба». Вероятно, оба вздохнули с облегчением, когда обман раскрылся.
История третья: изображение будущего моста
На протяжении трех лет руководители Украинской ССР во главе с Владимиром Щербицким по дороге на ежегодный субботник, который поводился в парке «Дружбы народов», проезжали мимо строительной площадки мостового перехода на левом берегу Днепра, наблюдая за процессом возведения. А для того, чтобы высшие должностные лица понимали – каким будет новый мост в полной готовности, специалистам «Мостостроя-1» было поручено отобразить будущий путепровод на большом полотне и разместить его на строительной площадке.
Похожее изображение не подошло начальству
Фото: freelancehunt.com
Вскоре плакат был готов и доставлен на предназначенное для него место. Но там его немедленно забраковали начальники низшего ранга, поскольку на изображении был «вид» на мост с правого берега, а разместить его должны были на левом. Соответственно, существовали опасения, что высокие партийные чины просто не поймут увиденного. Специалистам строительной организации срочно пришлось создавать новую художественную перспективу, с чем они успешно справились, после чего плакат одобрили и разместили на запланированном месте.
История четвертая: собаки – нарушители порядка
Еще один забавный случай был связан с четвероногими друзьями человека. Как-то непосредственно на строительную площадку нового мостового перехода с первым визитом должно было приехать высшее партийное руководство Украинской ССР. Такому важному событию предшествовала длительная и тщательная подготовка, во время которой приводилась в порядок даже прилегающая территория. Но кроме этого нужно было убрать со строительной площадки полтора или два десятка поселившихся там бездомных собак, ведь никому не хотелось, чтобы они облаяли начальство. Поэтому строители отловили всех своих четвероногих питомцев и на время отправили их в близлежащий поселок Выгуровщина, где зверей пристроили в местных дворах.
Всех местных собак пришлось убрать со стройплощадки перед визитом начальства
Фото: mycdn.me
Впрочем, некоторые бездомные собаки умудрялись появляться на строительной площадке непонятно откуда даже после отлова, поэтому «незваных гостей» приходилось прятать в деревянных ящиках из-под цемента. И вот приходит время последней подготовительной инспекции перед приездом высоких государственных чиновников. На место строительства моста едут «Волги» с ответственными проверяющими, колонну возглавляет автомобиль министерства внутренних дел. Как вдруг рядом с дорогой появился огромный пес с обрывком веревки на шее, который сбежал из поселка, и с громким лаем побежал за министерской машиной. Но рабочие не растерялись, успели быстро схватить «нарушителя дисциплины» и спрятать его.
История пятая: визит начальства и план Исаака Баренбойма
Вскоре наступило важное и ответственное время визита руководителей Украинской ССР. Кроме успешной «презентации» проекта, тот день опытный директор «Мостостроя-1» Исаак Баренбойм решил использовать для получения выгоды для своего треста. Дело в том, что в советские времена строительные организации часто испытывали затруднения в поставках необходимых комплектующих. Поэтому Исаак Юлисович вместе с коллегами придумал сценарий, благодаря которому у республиканского начальства можно было получить нужные материалы. Именно в тот период у строителей никак не выходило разместить заказ на производство специальных анкеров для высокопрочной арматуры, которые представляли собой стальные конусообразные болванки с отверстиями и пазами, весом в несколько десятков килограммов.
Исаак Юлисович Баренбойм (1910 - 1984)
Фото: fakty.ua
После приезда на место строительства высшие чиновники выслушали подготовленный доклад начальников «Мостостроя-1» о процессе возведения нового мостового перехода. А после этого они решили по традиции пообщаться с представителями рабочего класса и расспросить их об имеющихся нуждах. В этот момент к первому секретарю ЦК Компартии Украины Владимиру Щербицкому подошел один из бригадиров, неся нечто тяжелое перед собой в брезентовом фартуке. Это был тот самый арматурный анкер. Бросив его под ноги Владимиру Васильевичу, бригадир заявил: «Ось, через нестачу такого г-на, робити не можемо!». Хитрый план Исаака Баренбойма сработал идеально – команда делать анкера была дана немедленно, и буквально на следующий день их изготовление началось на заводе «Большевик».
История шестая: три варианта «украшения» пилона – ресторан, ладья и герб
Настоящей эпопеей с тремя сюжетами стал выбор объектов, которые в разное время планировали установить на пилоне Северного моста. Причем самой первой идеей было строительство ресторана с уникальным панорамным видом на окрестности с достаточно большой высоты. Заведение должно было появиться на самой верхней части пилона по аналогии с рестораном, возведенным в Братиславе на вантовом мосту через Дунай. Именно этот мост, прозванный за характерную форму ресторана «мостом НЛО», лично осматривали и изучали киевские инженеры перед началом проектирования Северного моста.
"Мост-НЛО" в Братиславе
Фото: Facebook
Идея строительства подобного заведения была предложена Владимиру Щербицкому во время одного из последующих визитов на место возведения нового путепровода. Когда уже шел сложный процесс бетонирования пилона, один из сопровождавших руководителя Украинской ССР чиновников внезапно сказал: «Давайте устроим ресторан, как в Братиславе». Владимир Васильевич изумленно взглянул на говорившего и ответил: «Ну что вы, у нас и под мостами пьяных предостаточно!». Так идея создания «высотного» ресторана сразу сошла на нет. Но позднее возникла другая инициатива – тоже сомнительная и необычайно сложная в реализации.
Некто из высшего руководства Украинской ССР захотел установить на самом верху пилона почти готового моста знаменитую скульптурную композицию – ладью с основателями Киева, князьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью. Придуманное скульптором Василием Бородаем, это масштабное творение сейчас известно, как один из символов украинской столицы. В конечном итоге его установили в Наводницком парке, а примерно за год до сдачи в эксплуатацию нового моста еще не изготовленную скульптуру весьма внушительных размеров хотели разместить на пилоне, который изначально не рассчитывался на такую большую нагрузку.
Памятник основателям Киева
Фото: Википедия
Сложная ситуация разрешилась благодаря первому секретарю Киевского горкома Компартии Украины – Александру Ботвину, предложившему установить на пилоне фанерный муляж скульптуры в предполагаемую натуральную величину. С помощью этого эксперимента все убедились, что на такой высоте ее будет плохо видно, и от идеи отказались. Впрочем, даже после этого инициатива – установить что-то заметное на верхней части пилона никуда не пропала. И в конечном итоге там было решено разместить два объемных герба Киева времен СССР с листом каштана, луком со стрелой и звездой города-героя, изготовленные из красной меди.
Герб Киева времен СССР
Фото: livejournal.com
Огромные «украшения» были закреплены с двух сторон на самом верху пилона, и провисели там 25 лет, пока в начале 2000-х годов некие журналисты не выдумали историю о ненадежных креплениях. Напуганные киевляне начали звонить в соответствующие службы и интересоваться – правда ли, что медные щиты качаются на ветру и могут упасть на проезжающие автомобили? Создателю Северного моста Георгию Фуксу даже пришлось лично опровергать эту информацию в прессе. Крепления огромных гербов, как и все конструкции путепровода, оказались максимально надежными, что, к сожалению, не уберегло их от уничтожения в середине 2010-х годов.
История седьмая: бетонирование пилона и шампанское
Возведение нового путепровода было поручено опытному и профессиональному коллективу «Мостоотряда-2», ранее построившему все эксплуатируемые на то время киевские мосты. Но на этот раз строители впервые столкнулись с бетонированием пилона высотой более 100 м. Поэтому сначала этот процесс шел достаточно медленно, но со временем дело наладилось и ускорилось. После окончания работы над пилоном начальник строительного участка Аркадий Беркович отметил с небольшой долей грусти: «Вот нам бы сейчас второй такой, мы б его мигом!». Так коллектив «Мостоотряда-2» получил новый и чрезвычайно ценный опыт.
Завершение бетонирования пилона
Фото: livejournal.com
Для бетонирования пилона использовали специальный башенный кран, наращиваемый по мере увеличения конструкции. Поскольку максимальная высота бетонной опоры составила 116 м, он нуждался в мощных фиксаторах, чтобы не упасть. Поэтому кран крепили при помощи анкеров к готовым частям пилона. Когда конструкция была готова, у кого-то неожиданно появилась идея – применить известную традицию судостроителей и разбить о ее верхнюю часть бутылку шампанского. Поднимать алкогольный напиток в приспособлении для подачи раствора было не эстетично, поэтому сосуд привязали прямо к крюку крана и так «подали» наверх.
Когда шампанское оказалось на верхушке пилона, находившиеся там строители по рации обратились к стоявшему внизу начальнику «Мостоотряда-2» Евгению Родзевичу со словами: «Евгений Николаевич, жалко разбивать, лучше мы ее здесь выпьем». Но ответ был категоричным: «Напьетесь там, еще свалитесь – бейте!». После этого бутылка была разбита о новенький пилон. На следующем этапе строительства была успешно выполнена надвижка стальной балки, которая стала основой для проезжей части. А ее самый большой пролет без опор был закреплен мощными вантами – стальными тросами, которые изготавливали на площадке рядом с мостом.
История восьмая: «узкие» технические лазы двух мостов
Внутри пролетов любого современного моста есть специальные технические лазы, необходимые для его обслуживания. Разумеется, они были предусмотрены и в конструкциях двух переправ нового мостового перехода. При этом во время строительства Северного моста и моста через Десенку сварщики жаловались, что эти пространства в них являются слишком узкими, и что из-за тесноты по ним сложно лазить. Тогда Георгий Фукс, в то время – уже не молодой, но весьма высокий человек крупного телосложения, надел телогрейку и прополз через весь технический блок одного из мостов. После этого все жалобы немедленно прекратились.
История девятая: «именные» таблички
Последняя забавная история на строительстве тогда еще Московского моста случилась непосредственно в день его сдачи в эксплуатацию. Поскольку название было дано путепроводу буквально накануне его открытия, на изготовление качественных «именных» табличек с надписью «Московский мост 1976» просто не хватило времени. Из-за этого специально для официальной церемонии буквы и цифры были сделаны из пенопласта, и приклеены к пилону накануне ночью. Но в день открытия дул сильный ветер, и легкие буквы постоянно отрывались, из-за чего строители с ними серьезно намучились. Уже со временем надпись была выполнена в металле.
Здесь и далее фото: "Моя Оболонь"
Интересно, что после того, как 22 февраля 2018 года было утверждено решение о переименовании Московского моста в Северный, старые таблички сразу не демонтировали полностью, а просто срезали с них название «Московский» и закрасили места расположения букв серой краской. После этого несколько лет на нижних частях пилона оставались две лаконичные надписи – «мост 1976». Новые таблички с названиями были установлены на мосту в ночь на 19 августа 2020 года. При этом помимо надписей «Северный мост 1976», на них также появился современный герб Киева с изображением Архангела Михаила.
В статье использованы материалы, собранные сотрудником института «Киевсоюздорпроект» – Валентином Грищенко и фрагменты интервью Георгия Фукса газете «Факты».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Северный мост – подробности проектирования и строительства