Оболонская набережная – единственная идеально обустроенная среди набережных Киева

Летом 2015 года журналисты портала «Тексти» провели масштабное исследование днепровских берегов в пределах Киева. Оно позволило выяснить, что только 15 % прибрежных территорий полностью доступны для горожан. А среди всех набережных столицы идеально открытой и хорошо обустроенной оказалась только набережная на Оболони. Основные результаты и выводы интерактивного исследования «Украденный Днепр – как киевлян лишили доступа к реке» публикует портал «Моя Оболонь».

Днепровские берега – минимальная благоустроенность и большой потенциал

Для исследования открытости береговых линий главной киевской реки на всей их протяженности были использованы пешие прогулки, велосипеды, моторная лодка, а также спутниковые снимки закрытых для доступа территорий. Его общие итоги оказались крайне неутешительными, поскольку выяснилось, что большую часть берегов Днепра занимают автодороги, промзоны, кустарники, а также территории частных владений и закрытых жилых комплексов. И лишь на малой части этих ценных земель киевляне и гости столицы могут свободно гулять, отдыхать, загорать или купаться. Это значит, что огромный рекреационный потенциал многокилометровых береговых линий почти не задействуется. Хотя с его помощью можно было бы значительно повысить комфортность проживания в столице и ее туристическую привлекательность.

Исследование также позволило определить все хотя бы частично обустроенные набережные Киева – ими оказались набережные на Оболони, Русановке, Березняках и на недавно реконструированной Почтовой площади. Все остальные выходящие к воде территории являются полностью или частично закрытыми для доступа. При этом, среди всех относительно комфортных набережных самой благоустроенной оказалась только Оболонская. Ее главными преимуществами стали – полная доступность, хорошие тротуары, наличие лавочек, освещения, мест отдыха и развлечений, ухоженные пляжи, чистый воздух и отсутствие автодорог на большей протяженности, а значит и отсутствие выхлопов от проезжающих автомобилей. Благодаря всем этим качествам, Оболонская набережная является идеальным местом для прогулок и отдыха.

В свою очередь, все остальные киевские набережные имеют определенные недостатки, например – необходимость перехода автодорог с интенсивным движением и связанную с этим загазованность. Простые наблюдения доказали влияние этого фактора, равно как и общего удобства, на посещаемость прибрежных пешеходных зон. Летним вечером в субботу трое наблюдателей вышли в одно время на три разные набережные – Оболонскую, Русановскую и Березняковскую. Каждый из них подсчитывал, сколько людей пройдет мимо за один час. Результаты были следующими – на Оболони за это время по набережной прошли 2 тысячи 190 человек, на Русановке – 521, а на Березняках только 269. Благодаря этому простому эксперименту также выяснилось, что Оболонская набережная является самой популярной в городе.

Разумеется, для максимальной объективности эксперимента необходимо также учитывать численность населения ближайших к набережным жилых массивов, длину их пешеходных зон, а также количество и разнообразие мест отдыха. Тем не менее, весьма значительная разница в количестве пешеходов убедительно доказывает, насколько обустройство набережной влияет на ее популярность. И то, что в столице Украины есть только одна действительно удобная набережная на Оболони – это крайне удручающий результат для Киева. Поскольку даже современная набережная на Подоле пользуется меньшей популярностью из-за расположения мест отдыха только на Почтовой площади и загазованности от Набережного шоссе. То есть, центральная часть города лишена комфортного доступа к Днепру.

Доступность и обустройство берегов Днепра – общие результаты и выводы

По результатам исследования был составлен рейтинг открытости и благоустройства всей протяженности приднепровских территорий. Для удобства анализа берега были разделены на 6 категорий, в соответствии с уровнями доступности для киевлян и гостей города.

I. Комфортный берег – 15 %:

1. Идеально – удобные для пешеходов набережные с отличной доступностью и без автомобильных дорог рядом:

  • Оболонская набережная.

2. Хорошо – территории с песчаными берегами у воды, доступные для отдыха и купания горожан:

  • Пляжи есть в разных частях города, но степень их благоустроенности очень разная.

3. Терпимо – пешеходные набережные, отрезанные от жилых массивов и других частей города автомобильными дорогами:

  • Русановская набережная;
  • Набережная на Березняках;
  • Набережная в районе Почтовой площади;
  • Набережная в Наводницком парке в районе моста Патона.

II. Проблемный берег – 55 %:

4. Плохо – «псевдонабережные», представляющие собой тротуары почти без зеленых насаждений, доступные для прогулок, но отрезанные загазованными автодорогами:

  • Набережная от Почтовой площади до Наводницкого парка;
  • Набережно-Рыбальская дорога;
  • Набережная от Березняков до Осокорков.

5. Очень плохо – участки берега с густой растительностью, которая делает невозможным доступ к воде или полноценный отдых возле нее:

  • Северная часть левого берега;
  • Южная часть правого и левого берегов.

III. Недоступный берег – 30 %:

6. Закрытые зоны – территории, полностью перекрытые для свободного доступа из-за промышленной или частной принадлежности:

  • Промзоны на Рыбальском острове, Теличке и вокруг залива Гавань;
  • Порты и причалы;
  • Яхт-клубы;
  • Рестораны на берегах;
  • Другие огражденные частные территории, включая территории жилых комплексов.

«Заборы, промзоны, кустарники, автомагистрали и развязки... Кажется, мечтам о том, что вдоль Днепра будут свободно гулять родители с детскими колясками, влюбленные парочки, пенсионеры, ездить велосипедисты и подростки на роликах, никогда не сбыться. Но на самом деле изменения наступают быстро», - так подвели итог своего исследования журналисты.

По мнению авторов, столичные власти должны снести все ограждения, перекрывающие доступ к Днепру, и построить пешеходные дорожки вдоль всей береговой линии. В конечном итоге должны получиться простые пешеходные зоны, требующие минимального ухода, но с освещением, лавочками, детскими площадками и другими стандартными элементами. С их появлением, помимо комфорта для жителей, город получит и новые площади, которые можно сдавать в аренду мелким предпринимателям. Следующим шагом должна стать большая дискуссия – как убрать автомобили с Набережного шоссе и Набережно-Рыбальской дороги, чтобы «вернуть Днепр городу в центре». Один из вариантов решения — построить над дорогами тоннели, а сверху – прогулочные зоны с деревьями, клумбами, кафе и удобными спусками к воде.

С полной версией исследования «Украденный Днепр – как киевлян лишили доступа к реке», а также соответствующей инфографикой, можно ознакомиться на портале Тексти.org.ua.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Оболонская набережная