Композитор Михаил Чембержи – биография и основание Киевской детской Академии искусств на Оболони

Михаил Иванович Чембержи – украинский композитор, педагог, ученый и общественный деятель. Посвятивший свою жизнь музыке, развитию культуры и разработке инновационной системы художественного образования для детей, он не только оставил огромное творческое наследие, но и стал создателем уникального учебного учреждения во всемирном масштабе – Киевской детской академии искусств на Оболони. Биографию Михаила Чембержи и информацию о главном образовательном проекте его жизни, как квинтэссенции богатого опыта и многочисленных достижений, собрал портал «Моя Оболонь».

Михаил Чембержи

Михаил Чембержи

Наследственный талант к музыке

Михаил Чембержи родился 15 июля 1944 года в Измаиле Одесской области. В это время его отец Иван Иванович уже был призван в армию и воевал на фронтах Второй мировой войны. Поэтому на протяжении первого года жизни Михаила воспитывала только мама – Прасковья Федоровна. Иван Иванович выжил после серьезного ранения в бою под Будапештом в 1944-м и вернулся домой через год – в 1945-м, уже после капитуляции нацистской Германии, что в значительной степени предопределило дальнейший жизненный путь его сына. Дело в том, что отец будущего композитора и педагога имел особенный талант – никогда не обучавшись музыкальным дисциплинам, он умел не профессионально, но достаточно хорошо играть на фортепьяно, скрипке, мандолине, гитаре, аккордеоне и баяне. А для воспроизведения любой мелодии ему было необходимо только несколько раз ее прослушать.

Иван Иванович и Прасковья Федоровна Чембержи

Иван Иванович и Прасковья Федоровна Чембержи

Уникальные музыкальные способности Ивана Чембержи передались не только его старшему сыну Михаилу, но и двум его братьям – Алексею и Сергею, которые родились в 1946-м и 1954 годах. Отец начал обучать их музыке с 3-х – 4-х лет, устраивая дома репетиции и импровизированные концерты. С малых лет Михаил и Алексей даже участвовали в настоящих уличных музыкальных выступлениях в парке Измаила и других общественных местах, играя на аккордеонах и баянах вместе с отцом, который подыгрывал им на скрипке или фортепьяно. Продолжая развивать музыкальные таланты старшего сына, родители отдали Михаила в местную детскую музыкальную школу, в которой он учился параллельно с обучением в общеобразовательной школе № 6. Именно в школе Михаил встретил свою будущую супругу Наталью, с которой он дружил с 5-го класса.

Следующим этапом его жизни стала учеба в Одесском музыкальном училище, которое он окончил в 1967 году, с перерывом на службу в армии с 1963-го по 1966 год. Примечательно, что даже во время длительной военной службы, которую Михаил из-за стечения обстоятельств проходил в стройбате на должности маляра-штукатура, участвуя в строительстве Звездного городка в Московской области, он продолжал по возможности реализовывать свои музыкальные таланты. В свободное время он сочинял свои первые музыкальные произведения и выступал в солдатском клубе. После увольнения из армии Михаил вернулся домой, окончил обучение в Одесском музыкальном училище и начал педагогическую деятельность в Измаиле по обязательному распределению. Он работал преподавателем в детской музыкальной школе, а также в Измаильском педагогическом институте.

Рядовой Михаил Чембержи и сослуживцы

Рядовой Михаил Чембержи и сослуживцы

Переезд в Киев и быстрый карьерный рост

В этот период будущая жена Михаила Ивановича – Наталья, переезжает в Киев и поступает в Киевский инженерно-строительный институт. Работая в Измаиле, он периодически летает к ней на выходные, и в 1966 году они женятся. После года обязательной отработки Михаил Иванович также переезжает в Киев. В столице Украинской ССР Михаил и Наталья начинают жить в коммунальной квартире ее бабушки. В 1968 году рождается их сын Андрей. В том же году Михаил Иванович начинает работать преподавателем в 28-й музыкальной школе. Благодаря эффективной организации учебного процесса, вскоре он становится ее завучем и заместителем директора. Это позволило немного улучшить жилищные условия молодой семьи – в конце 1968 года Михаил и Наталья получают комнату в коммунальной квартире на Печерске. А в 1973-м Михаила Ивановича назначают директором 32-й музыкальной школы.

Первые аккорды - Михаил и Наталья с сыном Андреем

Первые аккорды - Михаил и Наталья с сыном Андреем

Во время работы в Киеве талантливый композитор начинает активно сочинять музыкальные произведения для детей, писать симфоническую музыку и сотрудничать с хоровыми коллективами. Его творения быстро становятся популярными, выпускаются на грампластинках, а также звучат по радио и на телевидении. В 1982 году он занимает должность директора музыкальной школы № 5 (ныне – Киевская детская школа искусств № 5 имени Льва Ревуцкого) на улице Борщаговской, 1. Изначально она располагалась в старом здании на проспекте Победы (ныне – Берестейском), которое планировали снести и построить новое современное здание для этого учебного учреждения. Но после демонтажа процесс строительства сильно затянулся и бремя ответственности за своевременное открытие нового здания городские чиновники решили возложить на известного своей работоспособностью Михаила Ивановича.

Точно неизвестно, было ли это решение проверкой профессионализма уже известного композитора и педагога в далекой от его талантов сфере деятельности, или попыткой делегировать ему как считалось, невыполнимую задачу. Но даже с ней он успешно справился. Хотя Михаил Иванович был назначен директором музыкальной школы № 5 только весной 1982 года, он быстро вошел в курс дела и начал организовывать уже строительный процесс. Для этого ему приходилось проводить огромное количество времени на стройплощадке и в кабинетах чиновников для получения всех необходимых материалов. Результат оказался впечатляющим. Михаил Иванович сумел добиться открытия нового здания учебного учреждения спустя менее чем 6 месяцев – 1 сентября того же 1982 года. За это он получил свою первую государственную награду – орден «Знак Почета».

«Я не люблю бороться – я люблю преодолевать», - так говорил и так успешно действовал в своей жизни Михаил Чембержи.

Несмотря на уже весьма значительные заслуги и широкую известность, Михаил и Наталья с маленьким сыном продолжали жить в коммунальной квартире вместе с еще двумя семьями. Киевские чиновники считали это вполне приемлемым и отказывались способствовать улучшению жилищных условий семьи Чембержи на протяжении 18 лет. Это положение дел изменилось только благодаря случайному важному визиту. В 1986 году в Киев приехала делегация Союза композиторов СССР, члены которой решили посетить уже известного украинского композитора и педагога у него дома. Побывав в старой коммунальной квартире, московские гости оказались поражены условиями жизни Михаила, Натальи и их уже взрослого сына. Вскоре после этого визита семья, наконец, получила ордер на новую отдельную двухкомнатную квартиру на жилом массиве «Троещина».

С 1975-го по 1982 год Михаил Иванович преподавал в Институте повышения квалификации работников культуры Министерства культуры УССР. Затем он поступил на заочное обучение в Донецкую государственную консерваторию имени Сергея Прокофьева, которое закончил в 1988 году. А в 1989 году Михаилу Ивановичу предложили должность первого заместителя начальника Главного управления культуры Киева. Поскольку для этого было необходимо отойти от любимой и важной для него педагогической деятельности, он долго раздумывал над этим предложением, но в итоге принял его. Вскоре Михаил Иванович становится директором Главного управления культуры столицы Украинской СССР. С этого события началась настоящая локальная «культурная революция», ставшая движущей силой для значительных преобразований в этой сфере жизни столицы уже независимой Украины.

Прежде всего, Михаил Иванович преобразовал городское Главное управление культуры в Комитет искусств города Киева. Под его руководством в столице появились – одноименный муниципальный оркестр и самая престижная украинская театральная премия «Киевская пектораль». Также в этот период в городе открывались новые театры и проходили многочисленные новые культурные мероприятия, в том числе и европейского значения. Кроме того, Михаил Иванович является автором идеи создания «Аллеи искусств» на нижней части Оболонской набережной. Именно он придумал установить там скульптуры 12-ти знаков зодиака и 8-ми муз, а также даже принял участие в разработке проекта озеленения клумб. Интересно, что в соответствии с концепцией Михаила Ивановича, покрыть зеленым газоном должны были и укрепляющие берег бетонные плиты, но эта идея так и не была реализована.

Основание Киевской детской Академии искусств

Имея огромный педагогический, художественный и управленческий опыт, в начале 1990-х годов Михаил Иванович начинает реализовывать главный проект своей жизни – и разрабатывает концепцию Киевской детской Академии искусств. В этом процессе он использовал не только собственные наработки, но и изучал функционирование похожих культурных учреждений в других странах, куда его регулярно приглашали, как одного из самых авторитетных представителей украинской культуры. В конечном итоге Михаил Иванович убедился, что даже в лучших европейских художественных учебных учреждениях для детей программы обучения существенно уступали его масштабной концепции. После этого он задался амбициозной целью – создать уникальное детское учебное учреждение, не только в масштабах нашей страны, но и всего мира в целом. И это ему удалось.

Здание Киевской детской Академии искусств на Оболони

Здание Киевской детской Академии искусств на Оболони

После разработки концепции Академии ее проект был представлен выдающимся деятелям искусства, культуры и науки Украины для профессионального оценивания. В 1994 году концепция Михаила Ивановича стала победителем Всеукраинского конкурса оригинальных педагогических проектов. Сразу после этого он приступил к ее воплощению, которое началось с выбора здания. Михаил Иванович лично осматривал все соответствующие проекту здания в разных частях Киева, из которых ему больше всего понравилось недостроенное сооружение на проспекте Героев Сталинграда (ныне – Владимира Ивасюка), 10. Расположенное в то время посреди песчаного пустыря, рядом с Днепром и зданием Институтов гидробиологии и археологии, и спроектированное в таком же модернистском стиле, оно изначально создавалось под административные нужды, а потому требовало внутренней перестройки.

В соответствии с проектом и под руководством Михаила Ивановича здание Киевской детской Академии искусств было перепланировано и полностью достроено в том же 1994 году. А сам он стал не только ее основателем, но и первым ректором. В основе концепции нового учебного учреждения лежала идея беспрерывного образования, которая заключалась в том, что приходя туда в совсем юном возрасте, дети могли учиться до 17 лет и получить законченное художественное образование со степенью «бакалавр» без переходов из одного заведения в другое. При этом в Академию Чембержи (а именно так ее называли везде, за исключением официальных мероприятий) имели возможность поступить и уже взрослые студенты. Все они учились на 5-ти факультетах – музыкальном, театральном, хореографическом, а также изобразительного и эстрадного искусств.

Открытие Академии 1 сентября 1994 года

Открытие Академии 1 сентября 1994 года

Высший художественный колледж, основная структурная единица Академии, объединял сразу 4 уровня обучения – подготовительная школа, начальная школа, средняя школа и высшая школа. При этом структура учебного процесса была построена таким образом, чтобы переход от одного уровня обучения к другому происходил незаметно для студента. Самые юные ученики Академии уже с 6-ти лет изучали три иностранных языка – английский, французский и немецкий, а с 7-го курса могли изучать также испанский и итальянский языки. Кроме того, это учебное учреждение стало одним из первых в Киеве, где начали преподавать компьютерные дисциплины. Поскольку Михаил Иванович считал интеграцию детей в современное информационное пространство одним из залогов их будущего успеха, они начинали знакомиться с компьютерами также с 6-ти лет, но под наблюдением психологов.

«Формула счастью ребенка – физическое и духовное здоровье, качественное образование, надежная перспектива радостной работы по выбранной сердцем профессии», - на этих принципах Михаил Чембержи построил работу своей Академии.

Согласно концепции Михаила Ивановича в целом, каждый ученик Академии должен был развивать свои таланты и культурно обогащаться за счет разностороннего влияния разных жанров искусства. Это не только не мешало приобретению определенной специализации, но и позволяло достигать высоких творческих результатов. С целью создания наилучшей атмосферы для студентов, Михаил Иванович уделял внимание каждому аспекту образовательного процесса. Например, он решил, что в Академии не будет привычных звонков, сигнализирующих об окончании уроков, поскольку они будут резко прерывать творчество студентов. Решать, когда лучше заканчивать занятия, должны были сами педагоги. В Академии постоянно проходили концерты, выставки, как известных художников, так и ее студентов, а также многие другие мероприятия, создававшие ту самую особую атмосферу.

Создавая свою Академию, Михаил Иванович изначально сосредотачивался на всех возможных путях развития потенциала и талантов каждого конкретного ребенка. Для этого в учебном учреждении было создано даже подготовительное отделение для детей 4 - 5 лет. Но даже на случай возможной неудачи, связанной с неправильным выбором специальности, ректор предусмотрел разные направления учебного процесса, благодаря наличию которых студент мог при желании продолжать обучение на другой подходящей для него специальности, в определении которой должна была помочь продуманная образовательная система. Главный принцип, которым при этом руководствовались преподаватели Академии, был классическим – не навредить, пытаться избегать педагогических неудач, понимая, что они возникают не из-за плохого качества обучения, а из-за плохого знания потенциала конкретного ребенка.

Михаил Чембержи, преподаватели и юные таланты Академии

Михаил Чембержи, преподаватели и юные таланты Академии

«Враг педагогики – лозунг «стань таким, каким я хочу». В действительности – иди путем, который начертан тебе Богом, родителями, а мы, зная тебя, изучая тебя, уважая тебя – обязательно поможем», - так описывал, по его мнению, единственно правильный подход к образовательному процессу Михаил Чембержи.

В будущем, кроме развития 5-ти существующих факультетов, в учебном учреждении планировалось открытие еще 4-х новых факультетов – экранных искусств, флористики, дизайна и архитектуры, а также литературы и критики. Также на территории Академии планировалось строительство отдельного подготовительного факультета для детей, общеобразовательной школы, аудио-видео записывающего центра и даже гостиничного комплекса, который должен был заменять общежитие для приезжих студентов и приглашенных преподавателей. Все это должно было появиться на тогда еще свободных соседних песчаных пустырях. Реализации этих идей Михаила Ивановича помешал элитный статус появившегося рядом с Академией микрорайона «Оболонские липки», для которого на предназначенных для ее расширения участках возвели частный детский сад, а спустя два десятилетия – и частную школу.

Академия стала не просто самым важным проектом, но главным и любимым делом всей жизни Михаила Ивановича. Перед началом каждого рабочего дня с 8:00 до 8:30 в любую погоду он лично встречал и приветствовал преподавателей и студентов у главного входа. Благодаря полному посвящению работе и максимальной самоотдаче, Михаил Иванович создал сплоченный коллектив, для которого он был абсолютным авторитетом, в том числе и благодаря готовности помочь в сложных жизненных ситуациях. Все перечисленное быстро сделало Киевскую детскую Академию искусств наиболее успешным художественным учебным учреждением для детей в Украине и знаменитой далеко за ее пределами. Многочисленные прогрессивные идеи и наработки ее ректора быстро начали перениматься и использоваться во многих других детских учреждениях подобного профиля.

Михаил Чембержи встречает студентов у главного входа

Михаил Чембержи встречает студентов у главного входа

«Преподаватель – название профессии, должность, Учитель – духовный символ, почетное звание», - этот принцип Михаила Чембержи является лучшим объяснением успеха созданной им Академии.

Киевскую детскую Академию искусств посещали почти все Президенты Украины, высокопоставленные чиновники, многие известные деятели науки, музыки, шоу-бизнеса, а также иностранные делегации. Показательным является тот факт, что после визита в 2003 году японской делегации, представители которой были чрезвычайно впечатлены принципами функционирования Академии, правительство Японии выделило учебному учреждению беспрецедентный грант в несколько сотен тысяч долларов. Эти средства были потрачены на приобретение в самой Японии музыкальных инструментов и различного оборудования, которое затем было доставлено в Академию. В связи с этим Верховной Радой был даже принят новый закон, подписанный Президентом Леонидом Кучмой, который впервые регламентировал использование подобных иностранных грантов.

Михаил Чембержи и Богдан Ступка

Михаил Чембержи и Богдан Ступка

Борьба за Академию и ухудшение здоровья ее создателя

К сожалению, именно впечатляющий успех Академии ровно через два десятилетия после ее основания стал причиной самого сложного периода в жизни Михаила Ивановича. В 2014 году у столичных властей появляется идея коммерциализации до этого времени исключительно государственного учебного учреждения. С этого периода городские чиновники начинают предпринимать многочисленные попытки перевести Академию из государственной в частную собственность. Поскольку Михаил Иванович был категорически против этого, также начались попытки сместить его с поста ректора. При этом ему предлагали другие высокие должности, включая даже должность министра культуры. Но Михаил Иванович отказался от всех этих предложений. Тогда чиновники начали настойчиво намекать ему на время ухода на пенсию. Когда и этот аргумент не сработал, в Академии начались регулярные проверки.

На протяжении нескольких лет сотрудники контрольно-ревизионного управления Киева пытались найти хотя бы какие-то нарушения в деятельности Академии. А Михаила Ивановича вынуждали постоянно учувствовать в этих и других бюрократических процедурах, мешавших работе и серьезно негативно повлиявших на состояние его здоровья. 5 марта 2018 года, после очередного визита в городской Департамент культуры, сердце Михаила Ивановича внезапно остановилось. Он был похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Памятник Михаилу Чембержи на Байковом кладбище

Памятник Михаилу Чембержи на Байковом кладбище

После смерти основателя и руководителя Академии, его родные, коллектив и родители студентов инициировали присвоение ей имени Михаила Ивановича Чембержи. Закономерно, что имя создателя и первого ректора уникального учебного учреждения должно было быть присвоено ему в целом. Но этому воспрепятствовала новая ректор и киевские чиновники.

Эта инициатива была только «частично» реализована в 2019 году, когда городские власти официально реорганизовали Киевскую детскую Академии искусств в Киевскую Академию искусств, в составе которой появилось структурное «подразделение» – Киевская детская Академия искусств имени Михаила Чембержи. А в соответствии с решением Киевского городского совета от 23 июня 2022 года оно официально стало отдельным образовательным учреждением – лицеем искусств «Киевская детская Академия искусств имени Михаила Чембержи». Даже несмотря на нежелание городских чиновников достойно почтить заслуги Михаила Чембержи в создании этого особенного учебного учреждения, его огромный вклад в культуру Киева и Украины, а также в отечественную систему детского художественного образования навсегда останется в истории.

«Патриотизм – это наивысший профессионализм», - считал Михаил Чембержи, доказав верность этого утверждения примером всей своей жизни.

Достижения и наследие Михаила Чембержи

Михаил Иванович Чембержи был Заслуженным деятелем искусств Украины, Народным артистом Украины, профессором, действующим членом Национальной Академии искусств Украины, член-корреспондентом Национальной Академии педагогических наук Украины, членом Национального союза композиторов Украины, членом Национального союза театральных деятелей Украины, членом Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО, кавалером нескольких государственных орденов и медалей СССР и Украины, дважды лауреатом премии «Киевская пектораль» за музыку для театральных спектаклей, лауреатом премии Союза театральных деятелей Украины «Триумф», лауреатом Международной премии Лео Витошинского, лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей, а также основателем и первым ректором Киевской детской Академии искусств.

Михаил Чембержи (1944 - 2018)

Михаил Чембержи (1944 - 2018)

Фото: архив семьи Чембержи

По итогам своей жизни Михаил Иванович оставил богатое и необычайно ценное для украинской культуры творческое наследие. Он создал многочисленные музыкальные произведения для детей, написал музыку ко многим театральным спектаклям, операм и балетам, а также фильмам, включая художественный фильм «Богдан-Зиновий Хмельницкий» режиссера Николая Мащенко. Также он выдавал пластинки, компакт-диски, писал книги, статьи и монографии, был соучредителем премии «Киевская пектораль» и входил в состав жюри многих отечественных и международных конкурсов, включая «Детское Евровидение». Причем некоторые музыкальные произведения маэстро слышали все жители Киева, которые бывали на Оболонской набережной, вблизи храма Рождества Христова и Свято-Покровского храма, поскольку композиции для их карильонов* тоже написал Михаил Чембержи.

*в настоящее время карильоны не работают до конца действия военного положения

В 2024 году планируется открытие мемориальной доски в честь Михаила Ивановича Чембержи на здании Киевской детской Академии искусств.

В статье использованы материалы сына Михаила Ивановича Чембержи – Андрея Михайловича, а также информация с портала, посвященного памяти и наследию выдающегося композитора и педагога www.chemberzhi.com.ua.


0.0602 s
22
cache