Кинотеатр «Братислава» – история и пример преобразования для районных кинозалов Киева
В 1976 году на Оболони – на улице Мате Залки (ныне – Александра Архипенко), 5, был построен первый в тогда еще Минском районе кинотеатр под названием «Братислава». Его открытие стало приятным событием для местных жителей. За билетами на сеансы всегда выстраивались большие очереди, а сквер с фонтаном перед зданием быстро стал популярным местом прогулок и встреч. Все изменилось в 1990-е годы, когда из-за финансовых проблем кинотеатр начали сдавать в аренду и даже закрывали до проведения внутренней реконструкции в начале 2000-х годов. После этого он функционировал на протяжении почти десятилетия, а затем был снова закрыт до нового периода более масштабной реконструкции, превратившей его в культурный центр. Историю появления кинотеатра «Братислава» в контексте возведения подобных сооружений культурного назначения в СССР, а также хронологию его преобразования собрал портал «Моя Оболонь».
Кинотеатр «Братислава» на Оболони
Фото: «Моя Оболонь»
Начало массового строительства кинотеатров в СССР
Кинотеатр стал обязательным элементом каждого советского жилого массива еще в 1950-х годах. До того времени их возводили только в центральных частях городов, а в рабочих поселках их функции выполняли клубы и дома культуры при заводах. Кинотеатры в СССР обычно строились по типовым проектам, как и жилые дома, а также детские сады, школы, поликлиники и другие общественные здания. Интересно, что одними из первых районных кинотеатров Киева стали расположенные на Приорке – детский кинотеатр «Кадр», построенный в 1960 году на улице Вышгородской, 4, и кинотеатр имени Тараса Шевченко, построенный в 1961 году на улице Вышгородской, 49. Причем детский кинозал занимает два этажа 5-этажного жилого дома, а кинотеатр имени Тараса Шевченко представляет собой отдельное также однозальное здание без интересных внешних и внутренних деталей, кроме нескольких мозаик и росписей.
Также по типовому проекту, но разработанному специально для поселков и других небольших населенных пунктов, в 1962 году был построен еще один однозальный кинотеатр, расположенный на территории современного Оболонского района – «Барвинок» на 3-й линии в Пуще-Водице. Следующие возведенные в столице Украинской СССР кинотеатры – «Аврора», «Тампере», «Спутник», «Краков» и «Нивки» стали более вместительными. Архитекторы разрабатывали для них нетиповые входные группы, а также украшали их мозаиками и облицовывали цветной фасадной плиткой, но все равно эти сооружения базировались на проектах, которые были повторены по всему СССР сотни раз. По сравнению с монументальными зданиями в стиле неоклассицизм 1940-х – начала 1950-х годов, кинотеатры эпохи «оттепели» второй половины 1960-х – 1970-х годов стали «легкими» и полупрозрачными, благодаря панорамному остеклению.
Примечательно, что брежневские времена характеризовались не только ревизией сталинской «архитектурной политики», но и наличием определенной помпезности в более современной архитектуре. Хотя время неоклассицизма закончилось, появился «имперский модернизм» с его тяжелыми и сложными формами, а также с более разнообразными внешними облицовками и интерьерами. Поэтому кинотеатры того периода уже не были столь однотипными, даже если они принадлежали к одному проекту. В этот период в Киеве появились кинотеатры «Киевская Русь», «Флоренция» и «Братислава». Причем по проекту «Братиславы» были построены только 5 кинотеатров в Украинской СССР – «Лейпциг» на Борщаговке, «Россия» (ныне – «Киото») на Лесном массиве, а также «Современник» в Кривом Роге и «Дружба» в Лисичанске. Этот модернистский проект был разработан киевскими архитекторами – Всеволодом Суворовым и Игорем Шпарой.
Кинотеатр «Братислава» – модернизм с элементами конструктивизма
Для «Братиславы» и других аналогичных кинотеатров характерны несколько общих деталей –вертикальное остекление второго этажа, скругленный объем вдоль входа, экспрессивный облик внешней лестницы и косая крыша кинозала. Последняя деталь – эхо стиля конструктивизма, популярного в СССР в 1920-х годах. Один из его основных принципов – когда форма подчиняется назначению здания. Первым примером подобного подчеркивания зрительных залов является дом культуры имени Ивана Русакова в Москве, возведенный архитектором Константином Мельниковым. Из этого здания 1929 года постройки словно вырываются три зала, а их рубленые объемы зависают в воздухе над стеклянным стилобатом. Хотя затем на смену конструктивизму пришел абсолютно противоположный ему неоклассицизм, определенные элементы этого архитектурного стиля использовались в модернисткой советской архитектуре до 1990-х годов.
Рассположенная под углом крыша кинотеатра является элементом некогда популярного в СССР конструктивистского стиля
Фото: wikimapia.org
Во второй раз скошенная форма кинозала была применена также в московском кинотеатре «Россия», построенном в 1964 году как раз в стиле модернизм. Объем его зрительного зала нависает над сплошным остеклением фойе. Затем этот «прием» начал массово использоваться в архитектуре советских кинотеатров. Построенный в 1982 году на Лукьяновке кинотеатр «Киевская Русь» повторяет его полностью, а «Братислава» – обратно. Здесь зрительный зал нависает над тыльной стороной здания. Кинотеатры позднесоветского периода постройки, за редкими исключениями, не являются шедеврами модернизма. Но это не значит, что от них нужно избавляться для строительства современных торговых центров. Именно такая участь постигла построенный в 1966 году кинотеатр «Аврора» с эффектной мозаикой на фасаде, который был разобран за одну ночь в 2005-м, а также кинотеатр «Нивки», снесенный в 2017 году.
Спасение «Братиславы» от сноса и длительная реконструкция
Аналогичная перспектива ожидала и кинотеатр «Братислава», на месте которого после его закрытия в начале 2010-х годов, планировали построить очередной жилой комплекс. В 2016 году даже была представлена визуализация проекта здания высотой 26 этажей. Но, поскольку эта идея была негативно воспринята местными жителями и активистами, в 2017-м появилась новая инициатива – преобразования здания кинотеатр с частичной перестройкой в «Инновационный центр развития предпринимательства». Для этого столичные власти планировали передать его в долгосрочную аренду частным компаниям. Реализовать этот проект также не удалось, так как активисты, которых не устраивала идея превращения государственного кинотеатра в обычный бизнес-центр, добиться проведения общественных слушаний, состоявшихся 8 октября 2017 года. На них оболонцы проголосовали за создание на базе кинотеатра районного культурного центра.
Данная инициатива была поддержана столичными властями, после чего в 2019 году дважды объявлялись тендеры на реконструкцию здания кинотеатра стоимостью почти 100 млн гривен. Но, ни один из них так и не был завершен. Из городского бюджета сразу были выделены только 5 млн гривен на первоочередные ремонтные работы по восстановлению фасада, крыши и электросетей. Отремонтировать часть внутренних помещений кинотеатра в том же году удалось на средства меценатов, благодаря которым там создали лаунж-зону с кафе и библиотекой, музыкальный зал, галерейное пространство и смонтировали театральную сцену-трансформер, позволяющую проводить спектакли и кинопоказы. В 2021 году из бюджета города на реконструкцию кинотеатра были выделены еще 7 млн гривен, что позволило капитально отремонтировать кровлю и щитовую. При этом, даже несмотря на долго длящийся ремонт, здание кинотеатра используется для занятий детских студий, показа спектаклей и проведения различных культурных мероприятий.
Проект «Арт-Братислава» и будущее других коммунальных кинотеатров
Таким образом, превращение уже бывшего кинотеатра «Братислава» в культурный центр «Арт-Братислава», является фактически единственным примером успешного преобразования государственного кинотеатра в современный общественный многофункциональный центр. Причем воплощение в жизнь этого проекта стало возможно только благодаря длительной и настойчивой работе оболонских активистов и поддержавших их нескольких столичных депутатов. В свою очередь, будущее других коммунальных кинотеатров Киева пока остается под большим вопросом. Конечно, время не стоит на месте, и их старые здания все больше устаревают не только технически, но и в плане количества кинозалов и планировок в целом. Значительно ухудшился и их внешний вид. По этим причинам им трудно конкурировать с современными многозальными кинотеатрами, расположенными в больших торгово-развлекательных центрах.
Тем не менее, почти все советские кинотеатры эпохи модернизма являются отличными примерами симбиоза архитектуры и природы. Так как рядом с ними всегда находились фонтаны, скверы, пешеходные аллеи и другие элементы городской инфраструктуры. Именно поэтому они могут стать районными общественными и культурными комплексами, центрами детского творчества или быть полезными в других качествах. Причем даже если некоторые из них не будут прибыльными, они могут частично финансироваться из городского бюджета, равно как и другие государственные культурные учреждения. В конечном итоге, такой мегаполис, как Киев не может и не должен состоять только из жилых домов и торговых центров, поскольку любой город, как и человек – многогранен. К тому же бывшие кинотеатры способны выполнять не одну, а много важных функций, что уже доказано на примере культурного центра «Арт-Братислава».
Сквер и фонтан – такой была территория напротив кинотеатра «Братислава»
Фото: obolon.name
В статье использованы материалы исследователя архитектуры Льва Шевченко.