История трамвая в Оболонском районе
Трамвай стал первым, и долгое время оставался единственным видом общественного транспорта в Киеве. Даже после появления автобусов и троллейбусов, он десятилетиями связывал почти все части города, включая и территории, которые позже вошли в состав Оболонского района. Передвигаясь со скоростью, которая уступала только скорости метро, киевский трамвай выполнял и продолжает выполнять важнейшую функцию в городском транспортном сообщении. Поэтому неудивительно, что для многих киевлян, включая и оболонцев, он стал не просто привычным, а любимым видом транспорта. Более чем вековую историю появления и распространения трамвайных линий по территории Оболонского района собрал портал «Моя Оболонь».
Первые трамвайные линии и их строительство на Куреневке, Приорке и в Пуще-Водице
История киевского трамвая началась 18 (30) июня 1891 года с торжественного заложения однопутной Васильковской линии, которая вскоре была проложена по улице Большой Васильковской, и соединила улицу Мариинско-Благовещенскую (ныне – Саксаганского) с железнодорожной станцией «Лыбедь» (ныне – Лыбедской площадью). Всего через полтора месяца – 30 июля (11 августа) 1891 года по ней было открыто движение. В тот же период в городе появилось и первое Васильковское депо. Интересно, что изначально оно называлось не трамвайным, а железнодорожным. Поскольку первые трамваи в Киеве были конными, созданная для их курсирования линия получила название – Киевская городская конно-железная дорога.
1891 год – конный трамвай на Васильковской линии
Новый вид транспорта понравился киевлянам и быстро завоевал большую популярность, благодаря которой начал стремительно развиваться. Уже 6 (18) августа 1891 года Васильковская линия была продлена на Крещатик – до Царской (ныне – Европейской) площади. А 26 октября (7 ноября) 1891 года была открыта вторая – Подольская трамвайная линия, проложенная до территории современного Оболонского района на Куреневке. Она соединила площади Александровскую (ныне – Контрактовую) и Троицкую (ныне – район Куреневского парка), рядом с которой было построено второе – Троицкое трамвайное депо, ныне известное как Подольское. По этой линии сначала также курсировал конный трамвай.
Интересно, что «конки» использовались на киевских улицах всего 3 года, поскольку уже в 1894 году все существовавшие на то время линии были электрифицированы. Стимулом для столь быстрого появления в Киеве электрического трамвая, который стал первым в Российской империи, послужила необходимость соединения Васильковской и Подольской линий, которая 27 ноября (7 декабря) 1891 года была продолжена до Церкви Рождества Христова на Почтовой площади. Но соединить Почтовую и Царскую (ныне – Европейскую) площади конным или паровым трамваем (впервые запущенным 19 февраля 1892 года) было невозможно. Поскольку Александровский (ныне – Владимирский) спуск был для них слишком крутым.
1892 - 1894 годы – первый электрический трамвай на Александровском (ныне – Владимирском) спуске
Проект первой электрифицированной трамвайной линии длиной 1 км был разработан военным инженером и создателем первого в Киеве капитального железнодорожного моста – Амандом Струве. А ее строителем-подрядчиком выступила немецкая фирма Siemens. Регулярное движение электрического трамвая по маршруту «Александровская (ныне – Контрактовая) площадь – Царская (ныне – Европейская) площадь» было открыто 13 июня 1892 года. Техническое новшество настолько впечатлило киевлян, что в первое время любители трамваев спускались и поднимались на них по «крутому» маршруту по несколько раз в день. Все это привело к еще более быстрому развитию первой сети общественного транспорта в полумиллионном Киеве конца ХIХ века.
Уже в 1900 году на территории современного Оболонского района появилась вторая трамвайная линия, сразу заслужившая и доныне имеющая статус – самого живописного маршрута в столице. Речь, конечно, идет о «лесной линии» в Пущу-Водицу, которая изначально называлась Дачная. Она соединила Троицкую площадь (ныне – район Куреневского парка) с 14-й линией через Петропавловскую площадь, улицу Вышгородскую и площадь Тараса Шевченко, а ее строителем-подрядчиком выступила бельгийская компания. Вначале колея на этом маршруте была одна, а вторая была построена спустя почти десятилетие – в 1908 - 1909 годах. В первые 4 года работы Дачной линии по ней курсировал паровой трамвай, а в 1904-м ее электрифицировали.
1904 - 1907 годы – электрический трамвай с открытым прицепным вагоном на Дачной линии в Пущу-Водицу
В том же 1904 году до территорий, по которым сейчас проходят условные границы между Оболонским и Подольским районами, были проведены еще две трамвайные электролинии. 24 марта (6 апреля) начала работать Межигорская линия и маршрут «Александровская (ныне – Контрактовая площадь) – Иорданская церковь (ныне – район Заводской площади)». А в апреле была открыта Лукьяновская линия, соединившая Лукьяновский рынок (ныне – Лукьяновскую площадь) и Троицкую площадь (ныне – район Куреневского парка). Причем Лукьяновская линия функционировала только в летние сезоны и также называлась Швейцарской, из-за холмистых рельефов Репьяхова яра. Обе этих линии были закрыты в 1917-м и 1918-м годах, соответственно.
С появлением первых электрифицированных линий в Киеве появились и самые современные импортные электрические трамваи. Ими стали большие четырехосные вагоны, производившиеся в немецком Нюрнберге. Из-за конструктивной схожести с самыми комфортабельными на то время железнодорожными вагонами американской компании Pullman эти трамваи также называли Пульманами. Первые два трамвая типа Пульман прибыли в 1902 году. Интересно, что они оказались малопригодными для использования в Киеве, поскольку не могли вписаться в некоторые повороты малых радиусов. Новая партия вагонов поступила только через 5 лет и уже была адаптирована под киевские условия эксплуатации, после чего начались их систематические поставки. К началу Первой мировой войны Киев получил 76 немецких трамваев типа Пульман, курсировавших по линиям на территории современного Оболонского района до 1960-х годов.
1909 год – новый трамвай типа Пульман на заводе в Нюрнберге готов к отправке в Киев
Первые номера маршрутов и их изменения в период до Второй мировой войны
Нумерация маршрутов киевского трамвая была введена в конце первого десятилетия ХХ века. По состоянию на 1910 год до территории современного Оболонского района или непосредственно по ней проходили 5 из них:
- № 16 «Александровская (ныне – Контрактовая) площадь – Кирилловская площадь (ныне – район Куреневского парка)»;
- № 17 «Александровская (ныне – Контрактовая) площадь – Кирилловская улица (ныне – район Заводской площади)»;
- № 18 «Кирилловская площадь (ныне – район Куреневского парка) – Лукьяновка»;
- № 19 «Улица Щекавицкая – Пуща-Водица»;
- № 20 «Крещатицкая площадь (ныне – Майдан Незалежности) – Лукьяновская площадь – Пуща-Водица».
1910-е годы – трамваи типа Пульман маршрута № 19 в Пуще-Водице
Во время Первой мировой войны и национально-освободительной борьбы 1917 - 1920 годов, а также в результате захвата Киева большевистскими войсками, его трамвайная сеть получила сильные повреждения. Восстанавливать ее начали в 1920-м.
Линия, соединявшая уже переименованную не Александровскую, а Красную (ныне – Контрактовую) площадь с Кирилловской площадью (ныне – районом Куреневского парка), возобновила работу 4 мая 1922 года. По состоянию на начало 1930-х годов территорию современного Оболонского района связывали с Подолом только два маршрута – № 11 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – Петропавловская площадь» и № 12 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – Пуща-Водица». Но в 1933 году из центральной части города на Приорку и в Пущу-Водицу были пущены еще два маршрута – № 19 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – 2-й тубсанаторий (ныне – район площади Тараса Шевченко)» и № 20 «Советская площадь (ныне – Майдан Незалежности) – Пуща-Водица». При этом, маршрут № 19 был через некоторое время продлен до 5-й линии Пущи-Водицы, а маршрут № 20 закрыли в начале 1936-го.
Обновление подвижного состава и маршрутов в середине ХХ века
После огромных разрушений, которые принесли Киеву трагические события Второй мировой войны, первым на территории современного Оболонского района был восстановлен трамвайный маршрут № 11 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – Петропавловская площадь». Он возобновил работу 8 января 1944 года. В свою очередь, 10 июля трамваи снова начали курсировать по маршрутам № 12 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – Пуща-Водица» и № 19 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – дом отдыха водников (площадь Тараса Шевченко)». В июне 1949 было закрыто движение по улице Вышгородской, после чего трамвайные пути на всей ее протяженности были демонтированы до площади Тараса Шевченко. В кратчайшие сроки их вместе с трассами маршрутов № 12 и № 19 перенесли на параллельную улицу Старозабарскую (ныне – Автозаводскую), по которой они проходят и в настоящее время.
В этот же период – а именно с 1949 года Киев начал получать новые трамваи, призванные заменить надежные, но уже сильно изношенные вагоны типа Пульман, а также старые модели всех еще эксплуатировавшихся двухосных вагонов. Первыми разработанные в Москве и изготавливаемые в Риге трамваи МТВ-82 получило Лукьяновское депо, а с 1954 года они стали поступать в депо имени Леонида Красина (ныне – Подольское). Год спустя – в 1955-м сборку этих немного видоизмененных вагонов освоили на Киевском заводе электротранспорта под маркой КТВ-55. Именно эти модели трамваев в сочетании с прицепными вагонами, которые тоже изготавливали в Киеве, начали обслуживать маршруты, проложенные по территории современного Оболонского района. МТВ-82 и КТВ-55 перевозили пассажиров до середины 1980-х годов, а их эпоха закончилась после перехода к массовым закупкам трамваев Tatra.
1958 год – трамвай МТВ-82 с прицепным вагоном на улице Михаила Фрунзе (ныне – Кирилловской)
23 января 1950 года была открыта новая трамвайная линия «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – улица Межигорская – ГЭС-2», по которой до условной границы между современными Оболонским и Подольским районами на Заводской площади начал курсировать маршрут № 27. Он просуществовал 11 лет и был закрыт 12 октября 1961 года. В свою очередь, 10 сентября 1954 года появился еще один новый маршрут – № 25 «Вокзал – Пуща-Водица». А 1 июня 1955 года был открыт маршрут № 3 «Петропавловская площадь – Дом офицеров (Завод «Арсенал»)». 1 января 1956 года на площади Тараса Шевченко начало функционировать новое разворотное кольцо у дома отдыха водников, построенное для маршрута № 19. А 17 июня начал работать короткий маршрут № 12К «Депо имени Леонида Красина (ныне – Подольское) – Пуща-Водица», просуществовавший всего несколько лет и закрытый в конце 1950-х.
1959 год – трамвай КТВ-55 с прицепным вагоном на разворотном кольце на площади Тараса Шевченко
13 марта 1961 года, после Куреневской трагедии, были временно закрыты маршруты № 11 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – площадь Михаила Фрунзе (ныне – Петропавловская)» и № 25 «Вокзал – Пуща-Водица». Движение на них удалось восстановить 1 мая и 1 июля, соответственно. В следующем 1962 году была изменена схема движения маршрута № 3, который соединял Куреневку с центром Киева. С 22 апреля того года она стала такой – «Бессарабка – Набережное шоссе – площадь Михаила Фрунзе (ныне – Петропавловская)». 1 декабря 1965 года был ликвидирован один из самых старых трамвайных маршрутов Киева – № 11 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – площадь Михаила Фрунзе (ныне – Петропавловская)». А обновленный маршрут № 3 просуществовал 9 лет и был закрыт 29 ноября 1971 года. Менее чем через 4 года трамвайная сеть на территории современного Оболонского района была значительно расширена.
Появление трамвайных линий и новых трамваев на Оболони
Следующий этап развития трамвайной сети будущего Оболонского района начался после появления его «предшественника» – Минского района. Как известно, в конце 1960-х годов на заливных лугах Оболони стартовало возведение нового жилого массива – одного из крупнейших в Киеве. На масштабный проект были брошены большие силы и средства, благодаря чему уже в 1972 году первые жители смогли въехать в собственные квартиры. В период активного строительства первых микрорайонов оболонцам приходилось добираться до своих домов, пользуясь услугами речного трамвая и немногочисленными автобусными маршрутами. Более выгодным в то время было транспортное сообщение для жителей Минского массива, застройка которого стартовала в 1970-м. Поскольку он располагался вблизи трамвайной линии, проложенной по улице Автозаводской, в ее дополнительном увеличении не было необходимости.
1970-е годы – трамвай Tatra Т3 с прицепным вагоном на пересечении улиц Полярной и Автозаводской
В 1975 году, когда на карте Киева появился официально образованный Минский район, на Оболонь был пущен трамвай, призванный стать временной альтернативой линии метро для построенных первыми южных микрорайонов. Для этого была проложена новая трамвайная линия, соединившая Куреневку (от улицы Автозаводской) и образцово-показательный 2-й микрорайон. Она была открыта 8 октября 1975 года. А первый трамвайный маршрут на Оболонь получил номер закрытого ровно 10 лет назад маршрута № 11. Теперь он связывал Красную (ныне – Контрактовую) площадь с улицей Лайоша Гавро (ныне – Иорданской). Для этого на территории 2-го микрорайона было построено разворотное кольцо. Интересно, что образцово-показательным должен был стать не только новый микрорайон, но и первый оболонский трамвайный маршрут. Поэтому для его пуска были даже специально закуплены самые современные вагоны.
Для обеспечения перевозок стремительно увеличивающегося населения Минского района, депо имени Леонида Красина (ныне – Подольское) получило из Чехословакии большое количество новых трамваев Tatra T3. Благодаря этому сцепки из двух вагонов курсировали по новому маршруту № 11 с временным интервалом в 3 минуты, который лишь немного уступал интервалу движения поездов метрополитена. С учетом того, что по Подольско-Куреневской линии в тот период курсировали еще несколько маршрутов, после пуска трамвая на Оболонь ее пропускная способность оказалась фактически исчерпанной. Поэтому, чтобы не перегружать подольский участок, маршрут № 11 было решено не продлевать непосредственно до Контрактовой площади, а разместить его конечную остановку на улице Верхний Вал. Эта идея была реализована после небольшой перестройки рельсовой сети в этом районе.
1986 год – трамвай Tatra Т3 с прицепным вагоном на площади Дружбы народов СССР (ныне – Оболонской)
Минский район быстро разрастался, поэтому вскоре возникла необходимость обеспечения и других жителей его новых микрорайонов быстрым сообщением с центральной частью города. Для этого была построена трамвайная линия от улицы Добрынинской до улицы Героев Днепра. Рядом с ее пересечением с проспектом Александра Корнейчука (ныне – Оболонским) было построено второе разворотное кольцо на Оболони. 1 июля 1978 года линия была открыта с одновременным пуском маршрута № 16 «Улица Семена Скляренко – проспект Александра Корнейчука (ныне – Оболонский)». При этом для 16-го маршрута новый подвижной состав не закупался. Его обслуживали уже на то время «ветераны» киевского рельсового транспорта – трамваи МТВ-82 и КТВ-55, которые тоже курсировали в парных сцепках. 25 сентября 1978 года маршрут № 16 был продлен от улицы Семена Скляренко до Красной (ныне – Контрактовой площади).
Транспортное сообщение в Минском районе полностью изменилось изменилась в 1980 году, когда в сторону Оболони была продлена Куреневско-Красноармейская (ныне – Оболонско-Теремковская) линия метро и открыты две станции – «Петровка» (ныне – «Почайна») и «Проспект Корнейчука» (ныне – «Оболонь»). Благодаря тому, что последняя была построена рядом с трассой маршрута № 11 «Красная (ныне – Контрактовая) площадь – улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская)», количество его пассажиров существенно уменьшилось. По этой причине число вагонов на маршруте было сокращено вдвое. В день открытия двух станций метро – 19 декабря 1980 года появился также третий по счету оболонский трамвайный маршрут № 4 «Улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская) – проспект Александра Корнейчука» (ныне – Оболонский). Укомплектовали этот маршрут трамваями Tatra T3, ранее работавшими на маршруте № 11.
1978 год – трамвай МТВ-82 с прицепным вагоном на разворотном кольце на улице Героев Днепра
Ситуация с транспортным сообщением на Оболони во второй раз сильно изменилась в 1982 году, после открытия еще двух станций метро – «Минской» и «Героев Днепра». Как ожидалось, это событие не должно было повлиять на количество пассажиров маршрута № 11, в то время как маршруты № 4 и № 16 переставали выполнять важную связывающую функцию между северной частью Минского района и Подолом. Закономерно предполагалось, что теперь пассажиры будут использовать эти маршруты, в основном, чтобы доехать до станций метро. В связи с этим 10 ноября маршрут № 16 был значительно укорочен, а его конечная остановка оказалась перенесена со станции метро «Красная (ныне – Контрактовая) площадь» на улицу Семена Скляренко. Менее чем год спустя – 1 июля 1983 года также из-за значительного уменьшения пассажиропотока был ликвидирован маршрут № 25 «Вокзал – Пуща-Водица».
Почти вековой период развития трамвайной сети на территории Оболонского района завершился в конце 1980-х годов, когда была значительно расширена троллейбусная сеть на Куреневке и в ее окрестностях. В сочетании с сокращением количества подвижного состава в депо имени Леонида Красина (ныне – Подольском), это привело к значительному уменьшению количества вагонов на трамвайных маршрутах, которые также стали курсировать с большими временными интервалами. Именно в этот период парные трамвайные сцепки почти полностью исчезли с улиц всего правого берега. А появление в начале 1990-х годов маршрутных такси еще больше уменьшило количество пассажиров наземного рельсового транспорта. Это время стало самым кризисным в истории киевского трамвая и ознаменовалось большим сокращением общей протяженности путей, которое, впрочем, не затронуло территории будущего Оболонского района.
1985 год – трамвай Tatra Т3 на уже не существующей остановке вблизи Куреневского рынка
Сложный период длиной в более чем 3 десятилетия
После обретения Украиной независимости – по состоянию на 1991 год, по территории современного Оболонского района проходили 5 трамвайных маршрутов, 4 из которых продолжают функционировать и в настоящее время:
- № 4 «Станция метро «Героев Днепра» – улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская)»;
- № 11 «Улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская) – станция метро «Контрактовая площадь»;
- № 12 «Пуща-Водица – станция метро «Контрактовая площадь»;
- № 16 «Улица Семена Скляренко – станция метро «Героев Днепра»;
- № 19 «Станция метро «Контрактовая площадь» – площадь Тараса Шевченко».
1990 год – трамвай Tatra Т3 маршрута № 4 на разворотном кольце на улице Героев Днепра
Нестандартный вид трамвайных маршрутов – так называемый «пиковый», был впервые пущен на территории будущего Оболонского 7 июля 1996 года. Им стал маршрут № 7 «Пуща-Водица – площадь Тараса Шевченко».
А в первой половине 2000-х годов уже в официально образованном Оболонском районе появился первый новый, но короткий маршрут № 11К «Улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская) – улица Семена Скляренко». В свою очередь, 27 мая 2006 года был закрыт маршрут № 4 «Станция метро «Героев Днепра» – улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская)» с одновременным пуском вдоль его трассы троллейбусного маршрута № 44. В связи с дальнейшим уменьшением количества подвижного состава в конце первого десятилетия XXI века на работу в часы пик перешел маршрут № 11 «Улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская) – станция метро «Контрактовая площадь». По той же причине 3 сентября 2012 года был закрыт маршрут № 7 «Пуща-Водица – площадь Тараса Шевченко». 22 октября 2011 года трамвайный маршрут № 11 был снова переведен с пикового графика на постоянное движение, с одновременным закрытием короткого маршрута № 11К.
2007 год – экскурсионный трамвай-кафе Tatra Т6 (единственный вагон этой модели, курсирующий по маршрутам Оболонского района) на подъезде к Пуще-Водице
Все фото: mashke.org/kievtram и pastvu.com
Только 20 октября 2014 года в Оболонском районе появился первый полностью новый длинный трамвайный маршрут № 17 «Площадь Тараса Шевченко – улица Лайоша Гавро (ныне – Иорданская)». 14 августа 2017 года он был продлен от разворотного кольца на площади Тараса Шевченко до 14-й линии Пущи-Водицы. В свою очередь, 1 марта 2018 года от разворотного кольца на улице Семена Скляренко до Контрактовой площади был продлен маршрут № 16. Благодаря этому в Оболонском районе появились обновленные маршруты № 16 «Станция метро «Героев Днепра» – Контрактовая площадь» и № 17 «Пуща-Водица – улица Иорданская». Все маршруты Оболонского района продолжают обслуживать чехословацкие трамваи Tatra T3, часть из которых были капитально отремонтированы на мощностях КП «Киевпастранс» в качестве альтернативы новым вагонам, на закупку которых в 1990-х и 2000-х годах не было средств.
Перспективы
Хотя в середине 2010-х годов столичные власти, наконец, начали обновлять подвижной состав и даже реконструировать некоторые линии, к сожалению, все это пока не коснулось трамвайных сетей Оболонского района. Новые трехсекционные трамваи польского и украинского производства – Pesa и «Электрон» не могут эксплуатироваться на них из-за сильного износа колий, давно требующих капитальных ремонтов. Возможно, придет время, когда власти Киева начнут серьезно развивать наземный рельсовый транспорт, как это происходит в других европейских странах, где трамвай часто выполняет функции «легкого метро». А пассажиры пользуются всеми его традиционными преимуществами – отдельными колиями, быстротой и экологичностью.