«Дома-кукурузы» в разных странах

Оболонские «дома-ромашки» или «кукурузы» – являются уникальными не только в Киеве и даже в Украине, но и принадлежат к числу совсем немногих подобных зданий в мире. Их объединяют – цилиндрические формы, монолитные каркасы, наличие стилобатов, нестандартные балконы и другие индивидуальные архитектурные решения, часто применявшиеся впервые. Все это сделало каждое из таких строений абсолютно неповторимым, включая и творения украинских архитекторов Михаила Будиловского и Авраама Милецкого. Истории появления и характеристики прозванных «кукурузами» зданий из разных стран собрал портал «Моя Оболонь».

«Дома-ромашки» архитектора Михаила Будиловского на Оболони

«Дома-ромашки» архитектора Михаила Будиловского на Оболони

Комплекс Marina City, Чикаго, США

Архитектор – Бертран Голдберг

Marina City – многофункциональный комплекс, расположенный на улице State Street на северном берегу реки Чикаго, и занимающий почти целый квартал в одноименной столице американского штата Иллинойс. Он был спроектирован в 1959-м и построен в 1960 - 1968 годах. Элементами комплекса являются: марина (от испанского marina – «морской») – давшая ему название оборудованная мини-гавань для яхт, катеров и других маломерных судов, 10-этажный отель (изначально – офисный комплекс), зрительный зал в форме седла (изначально – театр и кинотеатр), а также два здания высотой по 65 этажей (179 м), похожие на кукурузные початки. Спроектированный как «город в городе», Marina City был построен с многочисленными удобствами для его жителей, включая – два торговых центра, несколько ресторанов, бассейн, спортивный зал, боулинг, и даже каток, на месте которого сейчас находится небольшая площадь.

Комплекс Marina City в Чикаго

Комплекс Marina City в Чикаго

В обоих зданиях комплекса нижние 19 этажей занимают закрученные по спирали паркинги, рассчитанные на 896 машиномест. А на этажах с 21-го по 61-й расположены апартаменты, особенностью которых является отсутствие прямых углов и граней – каждый из них имеет форму сектора круга. Также в каждом из апартаментов есть панорамный полукруглый балкон с видом на центр Чикаго. При строительстве Marina City впервые в США были использованы башенные краны, высота которых увеличивалась вместе с увеличением количества этажей. После завершения возведения комплекса, обошедшегося в очень большую для своего времени сумму – 36 млн долларов, обе его «башни» стали самыми высокими жилыми зданиями, а также самыми высокими железобетонными сооружениями в мире. Все это сразу сделало Marina City местной достопримечательностью Чикаго, хотя такой официальный статус он получил только в 2016 году.

Обложка буклета выставки «Архитектура США» за 1964 год

Обложка буклета выставки «Архитектура США» за 1964 год

Благодаря футуристическому дизайну и уникальным архитектурным решениям Бертрана Голдберга, а также техническим новациям, примененным в процессе строительства, Marina City произвел настоящую революцию не только в американской, но и в мировой архитектуре. Его идея многофункционального использования стала основной моделью городского развития в США и других странах, и сразу начала копироваться во многих городах по всему миру. Поэтому вполне закономерно, что впечатляющие даже более чем полвека спустя чикагские небоскребы вдохновили и советских архитекторов на создание похожих проектов в нескольких республиках СССР. Известно, что фотографии Marina City были опубликованы в буклете выставки «Архитектура США», и с ними имели возможность ознакомиться специалисты советских проектных институтов. Впрочем, все созданные ими архитектурные творения стали уникальными по-своему.

Уникальная архитектура Марина Сити с открытой парковкой и полукруглыми балконами

Уникальная архитектура Марина Сити с открытой парковкой и полукруглыми балконами

Комплекс Les Choux de Créteil, Кретей, Франция

Архитектор – Жерар Гранваль

Les Choux de Créteil – комплекс из 9-и 14-этажных цилиндрических жилых домов и одного 6-этажного жилого дома в форме кольце, расположенный вокруг бульвара Pablo-Picasso в пригороде французской столицы, городе Кретей. Он был спроектирован в середине 1960-х и построен в 1969 - 1974 годах. Жилой комплекс возвели на равнине Помпадур, которая на протяжении века – с 1860-х годов, была центром выращивания овощей для Парижа. Также здесь находилась крупная фабрика по производству квашеной капусты. Создатель комплекса Les Choux (в переводе – «капуста») de Créteil Жерар Гранваль сумел отразить оба этих исторических факта в своем уникальном проекте. Его частями стали 10 монолитно-каркасных зданий с массивными балконами в форме лепестков капусты, размещенными в шахматном порядке на их фасадах. В таком же стиле были построены и дополняющие комплекс многоэтажные гаражи.

Комплекс Les Choux de Créteil в Кретей

Комплекс Les Choux de Créteil в Кретей

Особая форма жилых зданий была сделана максимально функциональной. Расположенные в них квартиры получили большие окна, которые гарантировали отличное освещение помещений, а разделенные перегородками высотой 2 м балконы обеспечивали возможность находиться на свежем воздухе и приватность одновременно. Изначально спроектированные достаточно широкими, балконы также предполагалось засадить различными декоративными растениями и даже небольшими деревьями, что позволило бы менять внешний вид зданий, в зависимости от времени года. Кроме того, такое решение стало бы примером гармоничного соединения современной архитектуры и живой природы. Но позднее от этой идеи было решено отказаться по причине сложностей в ее реализации и постоянном поддержании подобного вертикального и традиционного озеленения в надлежащем состоянии.

Балконы в комплексе похожи на листья капусты

Балконы в комплексе похожи на листья капусты

Примечательно, что столь необычные архитектурные решения Жерар Гранваль придумал не для элитного, а для доступного и даже социального жилья, которое до настоящего времени вмещает 6-этажный кольцевой жилой дом. В 1998 году это здание, в котором в основном проживали малообеспеченные семьи, было частично перепланировано внутри в процессе полного обновления. После этого часть квартир в нем муниципалитет выделил студентам. Поскольку другие 9 зданий в составе комплекса являются цилиндрическими и более высокими, вскоре после возведения он был прозван Les Choux et les Épis, что переводится как «капуста и кукурузы» или «кочан и кукурузы». Это проект стал одним из символов современной французской архитектуры 1970-х годов, и впоследствии служил местом съемок для многих фильмов и сериалов. А в 2008 году комплекс Les Choux de Créteil получил официальный статус – «Наследие ХХ века».

Комплекс зданий на улице Веры Хоружей, Минск, Беларусь

Архитектор – Владимир Пушкин

Здания на улице Веры Хоружей – комплекс из 5-и 18-этажных жилых и офисных зданий, расположенных в центральной части белорусской столицы. Именно они более всего похожи на первый 17-этажный «дом-кукурузу» на Оболони среди всех прочих строений такого типа в мире. Как и обе киевские «башни», их минские аналоги получили прозвище «кукурузы», тоже став первыми монолитно-каркасными зданиями в тогда еще Белорусской ССР. Также примечательно, что именно белорусские архитекторы первыми в Советском союзе начали работать над проектом «дома-кукурузы». Автором этой идеи стала главный архитектор института Белгоспроект – Ольга Ладыгина. Согласно ее воспоминаниям, инициируя появление абсолютно новых экспериментальных зданий, она хотела создать более высокие и нестандартные акценты среди распространенных в то время в Минске типовых 9-этажных панельных домов.

Здания на улице Веры Хоружей в Минске

Здания на улице Веры Хоружей в Минске

Проект «дома-кукурузы» разработали коллеги Ольги Ладыгиной – архитектор Владимир Пушкин и инженер-конструктор Владимир Потерщук. Для начала работы над ним специалистам потребовалось специальное разрешение Госстроя республики на разработку каркаса здания, поскольку технология его изготовления требовала больших затрат металла. Но разрешение было получено относительно быстро, поскольку в тот период более конструктивно простых 16-этажных панельных домов в Минске еще не возводили. К тому же, нестандартный каркас проектируемого здания позволял отступить от неизменно одинаковой планировки внутренних помещений. Как позднее вспоминал Владимир Потерщук, поскольку «дома-кукурузы» стали первыми монолитно-каркасными домами в Белорусской ССР, для них пришлось разработать особую оснастку, а также спроектировать и изготовить полукруглые балконные плиты, которые не выпускались ранее.

Здания изначально имели бело-голубую окраску

Здания изначально имели бело-голубую окраску

Работа над проектом началась в 1969 году – всего через год после завершения строительства комплекса Marina City. Фундамент первого из будущих «домов-кукуруз» был заложен в 1972-м. Но после этого возведение здания удалось продолжилось только спустя 10 лет, из-за его технической сложности и отсутствия опыта строительства в СССР подобных монолитно-каркасных строений. По этим причинам первый «дом-кукуруза» был возведен на пересечении улицы Веры Хоружей и Старовиленского тракта только в 1980 году. Он получил цилиндрическую форму с полукруглыми балконами. Интересно, что стены здания были спроектированы прямыми, а закругленными в нем являются только балконы. Но такого решения оказалось достаточно, чтобы сделать этот и все остальные минские «дома-кукурузы» цилиндрическими визуально. Два нижних этажа в них были задуманы как технические, но позже их перепрофилировали под общественное использование.

Один из первых "домов-кукуруз" в Минске еще без остекления балконов

Один из первых «домов-кукуруз» в Минске еще без остекления балконов

После успешного возведения первого экспериментального здания в 1980-м, следующие «дома-кукурузы» были построены на улице Веры Хоружей в 1982, 1988, 1992 и 1997 годах. Хотя снаружи все они являются абсолютно одинаковыми, их внутренние планировки сильно отличаются. Так, в зданиях советского периода постройки предусмотрены одно-, двух- и трехкомнатные квартиры, а в здании 1992 года – квартиры на три и четыре комнаты. В свою очередь, в последней из возведенных «башен» 1997 года были изначально предусмотрены даже двухуровневые квартиры, но уже в процессе строительства их перепрофилировали в значительно меньшие по площадям офисы – с целью более быстрой продажи. В настоящее время «дома-кукурузы», проект которых получил бронзовую медаль всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства, являются одними из архитектурных достопримечательностей Минска.

Дом молодежи, Ереван, Армения

Архитекторы – Грачья Погосян, Артур Тарханян, Спартак Хачикян и Мартин Закарян.

Дом молодежи – многофункциональный комплекс, располагавшийся в конце улицы Абовяна на холме Канакер, рядом с парком Победы в армянской столице. Он был спроектирован в середине 1970-х и открыт в 1979 году. Элементами комплекса были: 14-этажная гостиница на 500 мест, киноконцертный зал на 1 200 мест и система терасс в их основании. Внутри первой террасы размещались – административные помещения, творческие мастерские, лаборатории фото- и кинолюбителей, а также крытый бассейн. На второй террасе находился зал бракосочетаний, банкетные залы, ресторан, кафе и дискотека. В свою очередь, на третьей террасе располагался вестибюль отеля и бюро обслуживания туристов. Еще один ресторан на 100 мест с вращающимся полом находился на последнем этаже гостиницы. Необычные формы балконов придавали цилиндрическому зданию сходство с початком кукурузы, за что оно и было прозвано – «Кукуруз».

Дом молодежи в Ереване

Дом молодежи в Ереване

Дом молодежи появился в Ереване благодаря принятому по случаю 50-летия образования СССР решению о строительстве подобных дворцов во всех столицах советских республик. Цель этого заключалась в том, чтобы молодые люди из разных частей страны могли там встречаться, общаться, устраивать симпозиумы, фестивали и другие мероприятия. В середине 1970-х годов глава Коммеритсоюза Армянской СССР Степан Погосян предложил для работы над проектом архитекторов – Грачья Погосяна, Артура Тарханяна и Спартака Хачикяна, которые вместе с коллегой Мартином Закаряном создали уникальное модернистское творение, сразу ставшее одним из символов Еревана. Его было видно из всех частей города на фоне расположенного выше другого символа столицы Армении – не менее известного памятника «Мать-Родина». В 1981 году проект Дома молодежи был удостоен государственной премии СССР в области архитектуры.

Огромный комплекс сочетал в себе современную и национальную архитектуру Армении

Огромный комплекс сочетал в себе современную и национальную архитектуру Армении

Основу комплекса составляли железобетонные конструкции, а в его экстерьерах и интерьерах были использованы – базальт, мрамор, фельзитовый туф и разноцветные природные камни. Из вращающегося ресторана открывалась панорама на Ереван и гору Арарат. К сожалению, в 2006 году Дом молодежи был снесен, несмотря на возражения его создателей. Причиной этого, по мнению городских властей, было якобы плохое техническое состояние здания, из-за которого оно уже не могло выполнять функции современной гостиницы. К 2010 году на месте бывшего символа Еревана должен был появиться новый футуристический отель. Но этот проект так и не был реализован, и впоследствии территория исчезнувшего модернистского комплекса превратилась в заполненный водой карьер. С учетом уникальности ереванского Дома молодежи, его уничтожение стало утратой не только для армянского, но и мирового архитектурного наследия.

Комплекс «Ромашка», Кишинев, Молдова

Архитектор – Олег Вронский

«Ромашка» – 22-этажный жилой дом, расположенный на улице Археолога Иона Касиана-Суручану, 29/2, рядом с парком «Долина роз» в молдавской столице. Он был спроектирован в конце 1970-х по заказу Министерства строительства Молдавской ССР и реализован в 1980 - 1986 годах. Изначально в нем планировали разместить санаторий для высших государственных чиновников, который должны были дополнить – банкетный и спортивный залы, библиотека, кинотеатр и, по неподтвержденной информации, даже ресторан на крыше. По этой причине окончательный проект санаторного комплекса утверждал лично Первый секретарь ЦК Компартии Молдавской ССР Иван Бодюл. Но достроить его полностью так и не удалось из-за распада Советского Союза, после которого прозванное «Ромашкой» за необычную надстройку в форме цветка монолитное строение стало общежитием, а в 1997 году получило статус жилого дома.

"Дом-ромашка" в Кишиневе

"Дом-ромашка" в Кишиневе

Проект самого высокого здания Кишинева своего времени разработали – архитектор Олег Вронский и инженер А. Мариан. По признанию Олега Вронского, на создание «Ромашки» его вдохновил комплекс Marina City. Отличительной чертой этой монолитной цилиндрической «башни» высотой 73 м с высоким стилобатом является то, что целых 6 нижних этажей в ней были спроектированы как технические. В соответствии с идеей архитектора, они предназначались для оказания бытовых услуг – там должны были разместиться административные помещения, прачечные, комнаты отдыха и не только. Другими особенностями здания являются – винтовая лестница и расположенные вокруг нее 165 квартир с необычными скругленными балконами. Венчает «Ромашку» массивная бетонно-металлическая конструкция со смотровыми площадками, внешне напоминающая летающую тарелку или цветок – если смотреть на нее сверху.

Конструкция на крыше здания

Конструкция на крыше здания

По слухам, в металлической «короне» должен был появиться ресторан с панорамный видом на центр Кишинева. Многим жителям столицы Молдовы также известен миф о том, что этот ресторан должен был даже вращаться вокруг своей оси. Но якобы во время испытаний его механизмов появилась слишком сильная вибрация, и от идеи вращения было решено отказаться. Олег Вронский опровергал обе легенды, отмечая, что для размещения ресторана в надстройке слишком мало места, а вращаться она не могла по причине отсутствия в то время таких технологий. Поэтому общественные помещения внутри «Ромашки» были предусмотрены только в ее стилобате. К сожалению, в настоящее время уникальное футуристическое здание находится в плохом техническом состоянии. А после строительства рядом в 2018 году другого высотного жилого дома оно перестало быть архитектурной доминантой этой части Кишинева.

Отель «Салют», Киев, Украина

«Салют» – 8-этажная гостиница на 100 номеров, расположенная на улице Ивана Мазепы, 11-Б, рядом с парком Вечной Славы в Печерской районе украинской столицы. Она была спроектирована в конце 1970-х и построена в 1982 - 1984 годах. Отель «Салют» представляет собой цилиндрическое здание с 2-этажным стилобатом, внутри которого размещены – зона регистрации постояльцев, одноименный ресторан и торговые точки. В вытянутой пристройке к стилобату находятся административные и технические помещения. В свою очередь, над стилобатом располагается еще один технический этаж, 5 этажей с номерами и 3-ярусная надстройка под кровлей. Несмотря на футуристический внешний вид, отель «Салют» является одним из самых абсурдных примеров советской модернистской архитектуры, поскольку изначально он должен был стать совсем не бочкообразным, каким получился в конечном итоге.

Отель "Салют" в Киеве

Отель "Салют" в Киеве

Проект новой гостиницы на печерском холме, созданный одним из самых известных украинских архитекторов – Авраамом Милецким, предусматривал возведение 18-этажного, похожего на кукурузный початок здания из железобетона с высокой завершающей конструкцией сверху и расположенной сбоку эвакуационной лестничной клеткой. Но уже в процессе реализации его внезапно полностью изменила комиссия из Москвы. Прибывшие в столицу Украинской ССР с проверкой чиновники после осмотра окрестностей приняли решение о завершении строительства, когда были возведены 5 жилых этажей гостиницы. По официальной версии, проверяющим не понравилось, что 18-этажное здание может нарушить историческую панораму Киева, будучи выше, чем Большая колокольня Киево-Печерской лавры. По этой причине оно стало бы новой доминантой этой местности, возвышаясь над киевскими холмами.

Первый проект отеля "Салют"

Первый проект отеля "Салют"

Авраам Милецкий с коллегами пытался спасти проект путем разработки нескольких измененных вариантов фасада гостиницы, чтобы сбалансировать получившийся непропорционально большим стилобат, и завершить объем здания так, чтобы оно не казалось урезанным сверху. Для этого фасад даже предлагалось сделать не цилиндрическим, а квадратным. Но поскольку 5 жилых этажей уже были построены, архитекторам удалось изменить только кровельную конструкцию, которую за характерную форму местные жители впоследствии прозвали «кепкой». Строительство отеля «Салют» обернулось большими убытками, так как его фундамент, заложенный под 18-этажное здание, обошелся очень дорого, а номеров получилось вдвое меньше запланированного, из-за чего гостиница долго не окупалась. Но даже в таком виде творение Авраама Милецкого впечатляет своей футуристичностью, являясь одним из самых необычных зданий Киева.

Проект, по которому построили отель "Салют"

Проект, по которому построили отель "Салют"

Общежития, Санкт-Петербург, Россия и Витебск, Беларусь

Архитектор - А. Гречишников

Общежития серия 15-и и 17-этажных общежитий, расположенных в разных районах российского Санкт-Петербурга и белорусского Витебска. Они были спроектированы в первой половине 1970-х годов и строились в 1976 - 1980 годах. От прочих похожих на кукурузные початки зданий, эти цилиндрические строения отличает то, что они возводились не монолитными, а панельно-кирпичными. Все подобные общежития Санкт-Петербурга имеют одноэтажные стилобаты, в которых находятся административные помещения. А в их аналогах из Витебска на первых этажах находятся такие же жилые помещения, как и на всех остальных этажах, кроме последнего – технического. Помимо расположенных вокруг лифтовых шахт комнат, в зданиях на каждом этаже есть общие балконы и кухни. В свою очередь, в комнатах балконов нет, их заменяют большие двухстворчатые окна. За характерную форму эти здания также были прозваны «стаканами».

Общежития в Санкт-Петербурге

Общежития в Санкт-Петербурге

Дома серии «Колос», Москва, Россия

Архитектор - неизвестен

«Колос» – серия 24-этажных жилых домов, расположенных на Каширском шоссе, а также в районах Марьино и Выхино российской столицы. Они были спроектированы в начале 1990-х и строились с 1994-го по начало 2000-х годов. Экспериментальные дома серии «Колос» также отличают формы, схожие с кукурузными початками, хотя и далеко не столь оригинальные, как у похожих зданий советского периода. Они представляют собой цилиндрические монолитно-панельные «башни» с 4-этажными стилобатами, в которых размещены офисы и коммерческие помещения. На остальных 20-и этажах находятся одно-, двух- и трехкомнатные квартиры, которые расположены вокруг центральных лифтовых шахт. Последний, 24-й этаж является техническим. Дальнейшее строительство домов серии «Колос» было прекращено, из-за того, что их себестоимость была практически равна более престижным жилым домам бизнес-класса.

Дом серии «Колос» в Москве

Дом серии «Колос» в Москве


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Дома-ромашки»

Архитектор Михаил Будиловский – биография и уникальные проекты на Оболони

Михаил Будиловский - интерьвью