Архитектор Михаил Будиловский – биография и уникальные проекты на Оболони

Михаил Пейсахович Будиловский – украинский и американский архитектор, творивший в стилях неоконструктивизм и модернизм. Работая с 1953-го по 1978 год в институте «Киевпроект», он стал автором многих уникальных проектов зданий, которые выглядят инновационно и современно даже спустя десятилетия после возведения. При этом сразу 7 таких зданий были построены на Оболони – в экспериментальном микрорайоне № 2. Ими являются – «дома-ромашки», бывший универсам № 3 и каскадные дома на берегу озера Иорданского. Биографию Михаила Будиловского и информацию о его оболонских проектах собрал портал «Моя Оболонь».

Михаил Будиловский

Михаил Будиловский

Ученик мэтра конструктивизма

Михаил Будиловский родился 12 апреля 1928 года в Радомышле Житомирской области. С 1944-го по 1947 год он учился в Киевском училище прикладных искусств, а с 1947-го по 1953 год – на архитектурном факультете Киевского инженерно-строительного института. Среди его учителей был выдающийся архитектор, художник, педагог, борец за сохранение исторических памятников и один из мэтров эпохи украинского конструктивизма – Иосиф Каракис. Его новаторские проекты жилых и общественных зданий, разработанные в 1920-е – 1930-е годы, значительно опередили свое время в дизайне и функциональности. По этим проектам в Киеве были построены целые кварталы, а также отдельные дома, включая и первый дом галерейного типа на Приорке. Иосиф Каракис стал автором десятков творений, ставших памятниками архитектуры. Также он разработал ряд типовых проектов, здания по которым возводились по всему Советскому Союзу.

Иосиф Юльевич Каракис

Иосиф Юльевич Каракис (1902 - 1988)

Но короткая эпоха конструктивизма в СССР, зародившегося в начале 1920-х годов, завершилась всего через полтора десятилетия – в первой половине 1930-х. На смену этому стилю пришел абсолютно противоположный ему неоклассицизм, а известные архитекторы-конструктивисты оказались в опале. Некоторые из них были репрессированы, а другие были вынуждены отказаться от самых современных для своего времени проектов в угоду того, что хотело видеть высшее партийное руководство страны. В тот период Иосифу Каракису удалось избежать репрессий, но и ему тоже пришлось перейти к проектированию зданий с монументальными формами. С 1948 года он начал по совместительству преподавать в Киевском инженерно-строительном институте. Согласно воспоминаниям Михаила Пейсаховича, благодаря колоссальным познаниям мэтра архитектуры на его лекции «стекался» весь институт».

Тем не менее, несмотря на впечатляющие заслуги, как в сфере разработки уникальных архитектурных проектов, так и в преподавательской деятельности, в 1951 году Иосифа Каракиса обвинили в космополитизме и уволили из Киевского инженерно-строительного института. В это время Михаил Будиловский, не побоявшись возможных серьезных последствий, организовал сбор подписей под публичным обращением студентов в поддержку своего самого известного преподавателя, которое получило название «письмо тринадцати». К счастью, значительных неприятностей эта смелая акция ее инициаторам не принесла. Но на завершающем этапе обучения, очевидно из-за этой истории, Михаилу Будиловскому назначили писать дипломный проект по теме «Куйбышевская тепловая электростанция», чтобы затем направить его на работу в «Куйбышевоблсельпроект» – в областной центр российского Поволжья (ныне – Самара).

Такое направление, фактически, означало для Михаила Будиловского конец карьеры. Вполне вероятно, что его архитектурные творения так бы и не появились на улицах столицы Украинской ССР, если бы не помощь другого известного специалиста. В тот период председателем государственной комиссии на защите дипломов был Анатолий Добровольский – главный архитектор Киева, автор проекта послевоенного восстановления Крещатика и один из любимых учеников Иосифа Каракиса. Поскольку Михаил Будиловский был одним из лучших студентов своего курса и единственным, кто разработал эскиз не в классическом стиле, а в более современном, Анатолий Владимирович заинтересовался его проектом. Кроме того, дипломная работа самого перспективного выпускника Киевского инженерно-строительного института оказалась значительно лучше других дипломных проектов его однокурсников.

Когда Анатолий Добровольский узнал, что Михаила Будиловского направляют по распределению в провинциальный областной центр, он возмутился такому решению и пообещал помочь. Поскольку к тому времени уже было известно, что выпускников со значительно более простыми дипломными проектами распределили в киевские учреждения и организации. Сразу после успешной защиты Анатолий Владимирович спустился со сцены, лично поздравил маму Михаила Будиловского, и сказал ей, что постарается «вытащить» ее сына. Но, как вспоминал Михаил Пейсахович, он сразу не поверил в эффективность такой помощи. Как оказалось, зря – спустя всего полгода Анатолий Добровольский помог ему вернуться в Киев, и познакомил с директором института «Киевпроект» Николаем Шило. Молодой архитектор был сразу принят на работу в главный проектный институт Украинской ССР, но его возвращение не прошло беспрепятственно.

«[Анатолий Добровольский] действительно написал письмо Министерству сельского хозяйства с просьбой «отпустить» меня и обещанием в следующем году прислать двух других людей вместо. Те, конечно, не ответили даже на его письмо. Тогда Анатолий Владимирович написал: «Бросай все и приезжай в Киев». Я приехал. Проработал где-то два месяца в «Киевпроекте» и вдруг – вызов к директору. В кабинете сидят двое в штатском, сразу все стало ясно. Директор мне говорит: «Тебе придется вернуться в Куйбышев, но мы договорились, что тебя не будут наказывать». А через два часа он снова вызывает и говорит: «Ты знаешь, посиди дома несколько месяцев и, думаю, как-нибудь договоримся». Они действительно договорились через высшие органы, и я остался», - так описывал Михаил Пейсахович усилия Анатолия Добровольского и Николая Шило, благодаря которым он смог продолжить работу в Киеве.

В Институте «Киевпроект» Михаил Будиловский оказался в 4-й мастерской, которой заведовал еще один известный архитектор Вадим Ладный. Этому учреждению он посвятил следующие 25 лет своей жизни. Уже в первый год деятельности в институте по его проектам были построены склад и магазин в Конче-Заспе, а также начато возведение автострады в Киеве. Коллеги Михаила Будиловского вспоминали, что он был образцом для молодых архитекторов. Его описывали как необычайно целеустремленного и энергичного человека, который успевал рисовать перспективы для демонстраций на художественных советах, корректировать работу в своей мастерской и даже лично контролировать рабочие процессы на строительных площадках. Неудивительно, что Михаил Будиловский быстро добился успеха и признания в своей любимой сфере деятельности. Но однажды все неожиданно изменила трагедия, случившаяся в его семье.

Эмиграция и начало жизни с «чистого листа»

Единственный сын Михаила и Светланы Будиловских, 17-летний студент ленинградского института, погиб из-за неисправности системы отопления в общежитии. После этого супруги приняли сложное решение – полностью изменить свою жизнь и эмигрировать в США. Несмотря на понимание того, что добиться признанная, которое было заслужено Михаилом Будиловским в СССР, в новой стране будет крайне сложно, и что на это уйдут годы, они с супругой решили начать все заново. В дополнение к этому, как вспоминал сам архитектор, обстановка в Советском Союзе «становилась все сложнее» и у него было отчетливое ощущение того, что назревают некие перемены. Вскоре они действительно произошли в виде перестройки, а затем и краха СССР. После получения разрешения на эмиграцию, по распространенной советской практике имя Михаила Будиловского было вычеркнуто из книг, справочников и списков авторов архитектурных объектов.

В 1978 году Михаил и Светлана Будиловские переехали в Чикаго, штат Иллинойс, где и прожили всю оставшуюся жизнь. Несмотря на серьезные трудности, связанные с адаптацией в США, благодаря поддержке друзей детства супруги Светланы и личному таланту, Михаил Будиловский сумел вскоре устроиться в технический отдел компании Murphy/JahnArchitects, основанной известным архитектором-постмодернистом Гельмутом Яном. В США эта компания специализировалась на возведении аэропортов, стадионов и небоскребов. А ее самым известным проектом в Европе стал Sony Centre в Берлине. При этом на протяжении первого полугода работы Михаил Будиловский разрабатывал рабочие чертежи зданий, почти не понимая разговорной речи на английском языке. Неоценимой в этот период для него стала помощь руководителя рабочей группы, который никому не рассказывал о таком факте из жизни нового сотрудника.

Михаил Будиловский на рабочем месте в "Murphy / JahnArchitects"

Михаил Будиловский на рабочем месте в Murphy/Jahn Architects

Поскольку заниматься исключительно разработкой чертежей было довольно скучно, Михаил Будиловский в свободное время для развлечения рисовал эскизы. Однажды за этим занятием его случайно застал лично президент компании Murphy/JahnArchitects Гельмут Ян. Придя в тот день домой, Михаил Пейсахович сказал супруге Светлане, что его, вероятно, уволят, поскольку он занимался не своим делом в рабочее время. Но получилось совсем по-другому – талантливого сотрудника вскоре перевели в дизайнерский отдел, где он успешно работал над презентациями проектов до выхода на пенсию в 70 лет – в 1999 году. Благодаря мастерству в создании эскизов украинский зодчий заслужил особое уважение Гельмута Яна, который впоследствии передал некоторые из рисунков Михаила Будиловского в музей Чикагского института искусств, в экспозиции которого они хранятся и в настоящее время.

Эскиз Будиловского, переданный в музей Чикагского института искусств

Один из эскизов Михаила Будиловского, переданный в музей Чикагского института искусств

Проекты Михаила Будиловского на Оболони

Рассказ о том, как Михаил Будиловский придумал свои уникальные архитектурные творения для образцово-показательного и экспериментального микрорайона № 2 тогда еще Минского района стоит начать с того, как архитектор вообще начал создавать проекты в стилях неоконструктивизм и модернизм. В середине 1950-х годов ему с коллегами было поручено проектирование здания музыкально-хореографического училища на Сырце. Поскольку в тот период в советской архитектуре еще главенствовал неоклассицизм, здания школы и концертного зала должны были получить традиционные для него элементы – ионические колонны, портики, лепнину и обилие декора. Все эти и другие монументальные составляющие советские архитекторы обязательно применяли во всех проектах общественных и даже многих жилых зданий на протяжении почти двух десятилетий. Но внезапно государственная политика в этой сфере полностью изменилась.

Киевское государственное музыкально-хореографическое училище

Здание киевского музыкально-хореографического училища на Сырце было первым, которое Михаил Будиловский спроектировал в стиле модернизма

В процессе работы над музыкально-хореографическим училищем – 4 ноября 1955 года, появилось постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», ознаменовавшее конец эпохи неоклассицизма в Советском Союзе. В документе осуждались «ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики, и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого». Ознакомившись с постановлением, Михаил Будиловский, не дожидаясь указаний начальства, начал разрабатывать новый проект училища в модернистском стиле. Результат получился отличным, проект одобрили, и в 1966 году музыкальную школу построили. Спустя полтора десятилетия – в начале 1970-х, Михаилу Будиловскому с коллегами было поручено проектирование образцово-показательного микрорайона «Оболонь - 2».

Возведение образцово-показательного микрорайона № 2 на Оболони

Возведение образцово-показательного микрорайона № 2 на Оболони

Благодаря экспериментальному статусу, архитекторы получили возможность разработать для микрорайона уникальные здания разного назначения. Его центральная площадь должна была выделяться группой цилиндрических домов высотой от 16-ти до 28-ми этажей с квартирами и техническими помещениями на первых этажах стилобатов. Из трех зданий в конечном итоге построили два, которые за характерные формы были прозваны «домами-ромашками», «домами-початками» и «кукурузами». Возведенный в 1981 году на площади Дружбы Народов СССР (ныне – Оболонской), 2, первый 17-этажный «дом-ромашка» стал также первым монолитным зданием в Киеве, которое построили с применением инновационного для того времени метода подъема перекрытий. Такая технология позволила отойти от привычных прямоугольных форм и типовых конструкций. Но интересно, что «дома-ромашки» должны были появиться в другой части Киева.

«В начале 1970-х «Киевпроект» получил заказ на разработку микрорайона в Святошино. В то время там был огромный, чудесный столетний сосновый лес. Когда я осмотрел этот участок, то понял, что лес нельзя уничтожать обычным методом строительства, когда под стройплощадку отводится большой участок, потому что это варварство. В те времена я работал с Владимиром Дризо, очень талантливым молодым конструктором. Поразмыслив, мы решили, что нужно придумать новый метод строительства, не требующий большой строительной площадки. Так родилась идея строительства методом подъема этажей – перекрытия монтируются на земле и поднимаются домкратами вверх. Лес должен был остаться невредимым. Но проектирование района с нуля могло занять год - два, а в это время Оболонь уже строилась. И в Горсовете решили, что первые экспериментальные дома построят на Оболони», - рассказывал Михаил Пейсахович.

Одно из инновационных творений Михаила Будиловского - «дом-ромашка» в 1980-е годы

Одно из инновационных творений Михаила Будиловского - «дом-ромашка» в 1980-е годы

Также в микрорайоне № 2 было запланировано строительство универсама. Здания такого типа впервые начали возводиться в СССР в начале 1970-х годов, после визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в США, где высший партийный чиновник ознакомился с американскими супермаркетами и решил, что в Советском Союзе тоже должны появиться похожие магазины. Как позднее вспоминал Михаил Пейсахович, только благодаря экспериментальному статусу этой части Оболони архитекторы «могли позволить себе многое». В числе этого оказалось и разрешение на разработку индивидуального проекта современного универсама. Причем изначально было принято решение – построить одноэтажное здание по типовому проекту, который все же был реализован, но на проспекте Победы (ныне – Берестейском), 94/1. Но Михаил Будиловский посчитал его не соответствующим старым традициям украинской торговли.

Поскольку решение о возведении универсама по имеющемуся проекту уже утвердили, изменить его было довольно сложно. Но, по выражению Михаила Пейсаховича, сделать это помог один «толковый человек». В тот период сферой торговли в Киеве руководил чиновник по фамилии Козлов, бывший командир подводной лодки. Обсуждая с ним типовые универсамы, архитектор сказал: «Это же сараи! Посмотри на построенный в [начале] 1900-х рынок в Киеве – люди туда приезжают, как на праздник. Посещение универсама должно быть праздником, а не походом в низкий давящий сарай с плоской крышей!». По примеру Бессарабского рынка замыслом Михаила Будиловского было строительство «высокого и солнечного здания, наполненного воздухом», но в современном архитектурном стиле. Козлов поддержал зодчего и всего через несколько дней получил разрешение на разработку проекта нового универсама.

«Заказчик от Киевского горкома мне сказал: «Я ничего не понимаю, что ты там понаделывал, но я тебе доверяю». Ему хватило сознания довериться профессионалу. Не было бы его – не было бы универсама. Ведь издали распоряжение «провести» проект, разработанный в Москве. Это был темный, одноэтажный сарай – очень угрюмый. Я на это привел в пример Бессарабский рынок, построенный в 1912 году. Здание высотой 5 - 6 этажей имеет единое внутреннее пространство, залитое солнцем и воздухом, и в нем продолжается торговля с 1912 года по настоящее время. Я говорю: «Вот форма советской торговли, а не эти универсамы». И он, используя свое влияние, добился разрешения на индивидуальный проект, что невероятно сложно без серьезных связей, энергии и всего прочего. Идея моего плана имела сходство с замыслом Бессарабского рынка. Только там архитектура классическая, а здесь – современная», - вспоминал Михаил Пейсахович.

 Универсам № 3 в первоначальном виде

 Универсам № 3 в первоначальном виде

Именно так появился первый в Киеве индивидуальный проект двухэтажного универсального магазина в стиле неомодернизм. Но с ним возникла неожиданная проблема. По причине конструктивной сложности строители категорически отказались его возводить. Тогда первый секретарь Киевского горкома Компартии Александр Ботвин принял решение строить параллельно два универсама – один по индивидуальному проекту, а второй – по типовому, чтобы оценить различия в сложности и скорости строительства. В конечном итоге, в 1973 году универсам № 1 на Никольской Борщаговке, созданный по чертежам Михаила Будиловского, возвели всего за год, а типовой универсам на проспекте Победы (ныне – Берестейском) строили почти два года. Позднее такой же уникальный современный универсам с расположенным рядом фонтаном был построен на площади Дружбы народов СССР (ныне – Оболонской), 6. Он открылся 20 января 1976 года.

Интерьеры торговых залов универсама № 3, которые не сохранились

Интерьеры торговых залов универсама № 3, которые не сохранились

Интерьеры торговых залов универсама № 3, которые не сохранились

От многочисленных типовых универсальных магазинов новаторский универсам Михаила Будиловского отличался просторными и светлыми торговыми залами, а также большой площадью остекления фасада, созданного, как с применением обычных витринных стекол на первом этаже, так и полупрозрачных стеклянных панелей на втором этаже. Его архитектурные объемы спускаются каскадом к главному входу, а стеклянные плоскости изначально перемежались с кирпичными стенами. Здание было облицовано кирпичом «в пустошовку» – швы кладки были сделаны глубокими, что придавало фасаду дополнительный рельеф. На втором этаже были предусмотрены балюстрады, одна из которых была круглой. С них открывался вид на нижний торговый зал. Интересно, что именно в универсамах № 1 и № 3 впервые в Киеве появились невиданные ранее аксессуары для удобного совершения покупок – тележки на колесиках.

В универсаме № 3 покупатели впервые получили возможность пользоваться тележками

В универсаме № 3 покупатели впервые получили возможность пользоваться тележками (фото сделано в торговом зале аналогичного универсама на Никольской Борщаговке)

Помимо трех цилиндрических домов и универсама, в проекте Михаила Будиловского было предусмотрено возведение на центральной площади микрорайона № 2 общественно-торгового здания со сводами в виде двух пирамид. Оно должно было появиться слева от лицевой части универсама – на месте построенного в 2006 году детского развлекательного комплекса «Дивосвіт» и сквера Дружбы народов, обустройство которого изначальным проектом вообще не предусматривалось. Еще одно общественно-торговое здание меньших размеров и с более простыми формами предполагалось построить справа от универсама. Но эти идеи так и не были реализованы. В свою очередь, вдоль восточного берега озера Иорданского предусматривалось строительство пешеходной набережной. А на самом берегу водоема должно было появиться еще одно сооружение общественного назначения необычной круглой формы.

План 2-го микрорайона Оболони с общественным зданием со сводом в виде двух пирамид, которое так и не было построено

План 2-го микрорайона Оболони с общественным зданием со сводом в виде двух пирамид, которое так и не было построено

В остальном жилая застройка микрорайона включала 9-и – 16-этажные дома самых современных для периода его застройки панельных серий, которые дополняли 4 детских сада и одна школа. Но и здесь Михаил Будиловский придумал нестандартное решение. Композиция наиболее заметной части застройки была задумана им как группа каскадных жилых домов, ориентированных к озеру Иорданскому. Этот архитектурный ансамбль был разработан еще в середине 1970-х в виде трехступенчатых зданий. Изначально за основу взяли проект 134-й серии, скомпонованный в нетипичной форме. Интересно, что 4 похожих каскадных дома этой серии были построены в 9-м микрорайоне Оболони – вблизи озера Белого. Зато во 2-м микрорайоне каскадные дома возвели только в 1986 году, причем в большем количестве и по более современному проекту. На берегу озера Иорданского построили не 3, а 4 дома уже модернизированной серии АППС К-134.

Каскадные жилые дома на берегу озера Иорданского

Каскадные жилые дома на берегу озера Иорданского

Фото: artukraine.com.ua, wikipedia.org и pastvu.com

К сожалению, позднее внешний вид архитектурных творений Михаила Будиловского был сильно испорчен современными «новациями». После включения в состав одной из торговых сетей в начале 2000-х, универсам № 3 обшили цветным профлистом и изменили его интерьер. С фасада здания исчезли полупрозрачные стеклянные панели, балюстрады внутри также были убраны, поскольку второй этаж стал техническим. Исчез и фонтан с гранитными глыбами. В свою очередь, дизайны «домов-ромашек» и каскадных домов на берегу озера Иорданского были испорчены разными видами остеклений балконов и разноцветными «заплатками» внешних утеплений. Впрочем, даже столь негативные изменения не уменьшили ценность спроектированных Михаилом Будиловским зданий. Поскольку реализованные в них уникальные дизайнерские и технические решения сделали их одними из лучших творений украинского модернизма.

В статье использованы фрагменты интервью Михаила Будиловского журналистке Аси Баздыревой для журнала Art Ukraine, журналистам Льву Шевченко и Алексею Быкову для интернет-журнала «Хмарочос», а также Евгении Губкиной и Елене Сапоновой для интернет-журнала Officiel.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Дома-ромашки»

«Дома-кукурузы» в разных странах