Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3

Количество выполненных до начала войны работ и консервация тоннеля

По состоянию на июль 1941 года, положение на «Строительстве № 1» было следующим:

  • Титул № 1 (начальник – М. С. Коваленко) – выполнены подготовительные работы на левом берегу Днепра, на юго-западе от поселка Бортничи, для строительства тоннеля открытым способом;
  • Титул № 2 (начальник – С. П. Шарков, инженер — Е. Н. Радзевич) – выполнен монтаж конструкций тоннеля длиной 90 м открытым способом;

90-метровый тоннель среди жилой застройки поселка Осокорки

Наземная часть кессонно-тоннельной секции в поселке Осокорки

90-метровый тоннель среди жилой застройки поселка Осокорки

Фото: razvedka-vmf.kiev.ua и livejournal.com

  • Титул № 3 (начальник – Н. Д. Сильвестров, инженер – М. М. Синичкин) – смонтирована и погружена под землю тоннельно-кессонная секция, а также начата проходка в сторону титула № 2;

Наземная часть кессонно-тоннельной секции в поселке Осокорки

Наземная часть кессонно-тоннельной секции в поселке Осокорки

Фото: livejournal.com

  • Титул № 4 (до аварии начальник – А. П. Бурмистров) – к началу 1941 года смонтирована и погружена под землю тоннельно-кессонная секция, а также начата подземная проходка в сторону титула №3. После затопления готовой части тоннеля в результате аварии в феврале 1941 года, с противоположного щита титула все проходчики были срочно привлечены к ликвидации ее последствий. Колоссальный труд сотен людей позволил к началу июля 1941 года устранить затопление и продолжить работы в подрусловом тоннеле. Но тут началась Великая Отечественная война;
  • Титул № 5 (начальник титула – И. Ю. Баренбойм, инженер – Э. Е. Майрановский) – смонтирована и погружена под землю тоннельно-кессонная секция, после чего до февраля 1941 года в сторону титула № 6 был пройден тоннель длиной порядка 240 м;
  • Титул № 6 (начальник титула – И. Л. Москалев) – на Жуковом острове открытым способом был построен железобетонный тоннель длинной порядка 700 м, со снижением под русло Днепра. В наши дни его западный выход почти во всю величину возвышается над землей, а восточный выход почти полностью скрыт под водой, за исключением десятка сантиметров конструкции, заметной над уровнем озера. Тоннель также имеет частично скрытый под водой промежуточный боковой выход в середине.

Самый большой из построенных участков тоннеля длиной 700 м на Жуковом острове

Самый большой из построенных участков тоннеля длиной 700 м на Жуковом острове

Самый большой из построенных участков тоннеля длиной 700 м на Жуковом острове

Фото: 486.kiev.ua и the-city.kiev.ua

  • Титул № 12 (начальник – Л. Д. Сапрыкин) – оказался единственным объектом Северного перехода, где был выполнен значительный объем работ, а именно – смонтирована тоннельно-кессонная секция, так и оставшаяся на поверхности. Поскольку этот тоннель не был столь приоритетным как Южный, все, что было сконструировано на территории Оболони, оказалось создано именно благодаря Леониду Дмитриевичу Сапрыкину – талантливому инженеру, в будущем лауреату Государственной премии СССР, главному инженеру Мостоотряда № 2, а с 1954 по 1971 годы – начальнику «Киевметростроя».

Единственная часть Северного тоннеля - кессон в урочище Наталка на Оболони

Единственная часть Северного тоннеля - кессон в урочище Наталка на Оболони

Единственная часть Северного тоннеля - кессон в урочище Наталка на Оболони

Фото: livejournal.com

Даже после начала войны, процесс возведения подрусловых тоннелей продолжался и в июле 1941 года. Но уже в конце этого месяца из Москвы поступила команда – немедленно законсервировать строительство. После этого дорогостоящие проходческие щиты, залитые слоем защитной технической смазки, а также чугунные тюбинги, просто затопили в готовых частях подземных сооружений. Часть демонтированной техники вывезли на железнодорожных составах, а оставшееся оборудование законсервировали и закопали в грунт, засыпав землей. Занимавшиеся изучением киевских секретных тоннелей историки закономерно задавались вопросом – могли ли они помочь в обороне города, если бы были достроены до начала войны? К сожалению, ответ на него отрицательный. Прежде всего, тоннели были способны выдержать взрыв авиабомбы весом в 500 кг, в то время как уже в начале войны, нацисты сбрасывали на Великобританию бомбы весом в 2 т. Кроме того, немцы все знали о киевских тоннелях. Когда советские войска взяли Берлин, в архивах Абвера были найдены подробные чертежи сверхсекретного «Строительства № 1».

Попытка достроить Южный тоннель и признание его неперспективным

Уже после освобождения Киева от нацисткой оккупации, 6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под рекой Днепр в городе Киева («Строительство № 1 НКПС»)». Как и ранее, данный документ имел гриф «совершенно секретно». В настоящее время он рассекречен и находится в Российском государственном архиве социально-политической истории в Москве. При этом планы по достройке Северного тоннеля уже даже не обсуждались. Видимо, руководство СССР отказалось от идеи создать в Киеве кольцевую подрусловую железную дорогу, по причине слишком большой сложности и длительности этого проекта. Строительство Южного тоннеля было продолжено на Жуковом острове после окончания войны уже в 1946 году. Работы вновь начались и на остове Водников.

Но в конце 1949 года масштабная стройка была признана неперспективной и полностью остановлена уже навсегда. Причин у такого решения, скорее всего, было несколько. Прежде всего, процесс возведения тоннеля был очень затратным, и разрушенная войной страна уже не могла позволить себе выделять огромные ресурсы на этот проект. Кроме того, после изобретения атомной бомбы, стратегии ведения войны изменились навсегда, и огромные укрепрайоны перестали быть такими актуальными, как прежде. Немного позже, в 1950-х годах, была предпринята попытка откачать воду из существующей части тоннеля. При этом из него извлекли много тюбингов и труб, но затем эти работы также были остановлены. Зато поднятые материалы оказались очень полезными и позднее использовались в процессе возведения первой линии киевского метрополитена, а именно – на станциях «Вокзальная» и «Политехнический институт».

Благодаря колоссальному запасу прочности готовые фрагменты тоннелей простоят еще сотни лет

Благодаря колоссальному запасу прочности готовые фрагменты тоннелей простоят еще сотни лет

Фото: livejournal.com

Интересно, что в послевоенные годы однажды возникла идея – использовать тоннель на Жуковом острове для нужд народного хозяйства страны. Директор совхоза «Хотивский» даже обращался к властям Харьковского района Киева, на территории которого находилось сооружение, с просьбой передачи объекта под овощехранилище. Но, по неизвестным до конца причинам, предложение было отклонено. Возможно, опасения властей были связаны со слухами, что во время оккупации нацисты хранили в тоннеле отравляющие вещества. Позднее, после возведения Каневской ГЭС и поднятия уровня воды в Днепре, инженерные сооружения Южного перехода в районе Жукова острова оказались почти полностью затопленными, и все вопросы о каком-либо их дальнейшем использовании были сняты. А сами существующие части тоннелей превратились в своеобразные памятники тысячам людей, трудившихся над впечатляющим и так и не завершившимся проектом.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 1

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 2

Секретные тоннели под Днепром


 

Теги: `тоннели под Днепром, история Оболони` &key=`tag` &target=`20`