Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 2

Титулы – секретные строительные площадки

Строительство тоннелей для удобства было разделено на отдельные автономные производственные объекты, называемые «титулами», и имевшие номера с 1-го по 14-й. Кроме того, столь необычные названия стройплощадок служили цели обеспечения максимальной секретности. Исходя из имеющегося уровня грунтовый вод, прокладка тоннелей должна была выполняться, как открытым способом – с поверхности земли, так и с использованием технологии щитовой проходки в толще грунтов под сжатым воздухом. Первый метод предусматривал забивку металлического шпунтового ограждения по периметру с постепенной откачкой грунтовых вод – с целью понижения их уровня. В свою очередь второй метод предполагал обустройство тоннеля чугунными крепежными элементами называемыми «тюбинги», по мере продвижения вперед механического тоннельного щита.

Строение кессонно-тоннельной секции и принцип горизонтальной проходки

Строение кессонно-тоннельной секции и принцип горизонтальной проходки

Фото: razvedka-vmf.kiev.ua

Наиболее высокие темпы строительства были почти сразу взяты на Южном переходе. На этом объекте работы одновременно велись, как на правом, так и на левом берегах Днепра, а также открытым способом недалеко от поселков Пирогово и Вита-Литовская (позднее он назывался Чапаевка), на Жуковом острове, и в поселках Осокорки и Бортничи. План работ на этом участке подрусловой железной дороги предусматривал прокладку двух железнодорожных веток на открытой местности – от станции «Жуляны» до станции «Пирогово». Далее одна ветка должна были заходить в подземный тоннель, протянувшийся до Жукова острова, с уклоном под русло Днепра, и ведущий в направлении острова Водников. До наших дней сохранился 700-метровый участок этого тоннеля на правом берегу. Это постепенно уходящее под воду строение является наиболее впечатляющим из всех построенных фрагментов подземных переходов.

В свою очередь, на левом берегу Днепра тоннель должен был выйти на поверхность в районе поселка Бортничи. Его часть осталась рядом с территорией современного дачного поселка Осокорки – 75 м самого железобетонного тоннеля и еще 110 м котлована для него. Отсюда железнодорожная ветка должна была пройти на открытой местности до станции «Дарница», затем свернуть в сторону Выгуривщины, и вновь уйти под русло Днепра через Северной переход.

Схема погружения кессонно-тоннельной секции на расчетную глубину

Схема погружения кессонно-тоннельной секции на расчетную глубину

Здесь и далее фото: zametkin.kiev.ua

Расположения стройплощадок, относящихся к подрусловой железной дороге

Возведение тоннелей под Днепром в Киеве велось на таких объектах:

  • Титулы № 2 и 3 – находились в районе поселка Осокорки;
  • Титул № 4 — находился на острове Водников;
  • Титулы № 5 и 6 — находились на Жуковом острове;
  • Титул № 7 — также находился на Жуковом остове и сейчас представляет собой пять железнодорожных насыпей для энергопоездов, с расположенными рядом двумя бетонными резервуара для топлива, и остатки цементного завода;
  • Титул № 8 — к нему относилась построенная на улице Жилянской ТЭЦ, а также другие объекты энергообеспечения строительства;
  • Титул № 9 – находился в районе поселка Бортничи;
  • Титул № 12 — находился на Оболони и сейчас представляет собой туннельную секция кессона, расположенную в урочище Наталка.
  • Титулы № 10, 11, 13 и 14 – места их расположений историкам установить не удалось.

До начала Великой Отечественной войны на «Строительстве № 1» успели соорудить четыре туннельно-кессонные секции. Три из них, являющиеся частями Южного тоннельного перехода, были успешно погружены под землю на титулах № 3, 4 и 5. А еще один кессон на титуле № 10, относящийся к Северному переходу, до сих пор стоит на поверхности земли недалеко от Московского моста на Оболони.

Расположение тоннелепроходческого щита внутри кессонно-тоннельной секции

Расположение тоннелепроходческого щита внутри кессонно-тоннельной секции

Проходка Южного тоннеля осуществлялась в следующих направлениях. На титуле № 3 (левый берег Днепра, напротив острова Водников) – был смонтирован щит для движения в сторону титула № 2 с выходом на поверхность, а также оборудована специальная камера для приема щита из титула № 4. К титулу № 3 также были проложены две железнодорожные колеи. Одна из них шла от титула № 9 (поселок Бортничи), через титул № 2 (наземный туннель в поселке Осокорки), а вторая проходила вдоль Днепра к станции «Дарница». По второй колее постоянно курсировал грузовой состав с материалами и оборудованием. На площадке титула № 4, в наши дни расположенной на промышленной территории, сохранились здания компрессорных и трансформаторных станций, а также сама шахта. Здесь также были смонтированы два щита для проходки в стороны титулов № 3 и 5.

Строительство на титуле № 5 было организовано у берега Днепра, севернее территории современного клуба юных моряков «Юнга». Ранее левее входа в клуб стояло частично разрушенное здание душкомбината. За его руинами, на территории бывшего лаврского хутора, находились ведомственные склады. В этом месте сохранился железобетонный оголовок, а также несколько зданий, принадлежность которых к «Строительству № 1» точно не подтверждено. В тоннельной секции титула № 5 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 6 и оборудована специальная приемная камера для приема щита со стороны титула № 4-бис. Наземные части тоннелей титулов № 2 и 6 возводились открытым способом с постепенным понижением в сторону русла Днепра. Ранее тропинка к школе в поселке Чапаевка даже проходила по бетонной поверхности тоннеля титула № 6 длинной почти в километр. Недалеко от этого места, за ограждением, можно было увидеть несколько деревянных бараков, а рядом с ними – развалины предусмотренного рядом со стройплощадкой цементного завода.


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 1

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3

Секретные тоннели под Днепром


 

Теги: `тоннели под Днепром, история Оболони` &key=`tag` &target=`20`