Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 1

«Строительство № 1», «Объект № 1», «сталинское метро», подрусловая железная дорога – все это названия недостроенных тоннельных переходов в южной и северной частях Киева, которые должны были соединить берега Днепра в середине 40-х годов XX века. Завершить этот огромный по технической сложности и затратам проект помешала Великая Отечественная война, а все построенные части тоннелей до сего дня можно увидеть в разных районах нашего города, в том числе и рядом с Оболонской набережной. В этом материале будет описан процесс возведения Южного и Северного тоннелей под Днепром с максимальными техническими подробностями.

Схема расположения объектов подрусловой железной дороги на современной карте Киева

Схема расположения объектов подрусловой железной дороги на современной карте Киева

Фото: 486.kiev.ua

Почти с момента образования новой страны, руководство Советского Союза взяло курс на милитаризацию государственной экономики. При этом огромные финансовые средства выделялись не только на разработку и производство наступательных вооружений, но и на создание оборонительных линий в приграничных округах, одной из которых стал Киевский укрепрайон. Строительство огромного 65-километрового комплекса фортификационных сооружений, растянувшихся от Кончи-Заспы до поселка Лютеж, началось в 1929 году. Состоявший из окопов, бетонных дотов и даже искусственных водоемов, этот оборонительный район стал одним из самых мощных в СССР. Более чем 250 бункеров и других укреплений расположены здесь на расстоянии – всего 400 м друг от друга. Возведение всего этого комплекса строений, по большей части, завершилось в 1938 году, но нерешенной оставалась важная проблема.

Вся эта мощная линия обороны имела одно слабое место – транспортное сообщение между правым и левым берегами Днепра, обеспечить надежность и безопасность которого было довольно сложно по причине уязвимости для авиации двух киевских железнодорожных мостов. Поэтому, в марте 1938 года, по инициативе Иосифа Сталина было принято решение о строительстве в столице Украинской ССР Южного и Северного тоннельных переходов под Днепром, способных при необходимости, заменить разрушенные мосты. Более того, по проекту, благодаря покрытию для рельс, они даже могли оперативно превращаться из железнодорожных в автомобильные. Южный тоннель должен был пройти от поселка Вита-Литовская, через остров Водников, в сторону поселка Бортничи. Поскольку он дублировал важнейший тогда железнодорожный мост направления Киев-Москва, это сооружение должно было быть построено первым. В свою очередь, Северный тоннель должен был протянуться с Оболони на Выгуривщину, а именно – от железнодорожной станции «Петровка», до поселка Троещина.

Планирование работ на «Строительстве № 1» и их начало

11 октября 1938 года стало знаковой датой в истории возведения подрусловых тоннелей в Киеве. В этот день Политбюро ЦК КП(б)У утвердило особое постановление о «Строительстве № 1» - именно так должен был называться этот колоссальный проект в целях соблюдения секретности. Парторгом был утвержден начальник сантехнического управления Народного комиссариата коммунального хозяйства Украины Г. И. Федорчук, исполнительной организацией – Главтоннельметрострой НКПС СССР, а начальником – известный инженер-строитель из Москвы Михаил Александрович Терпигорев. Москвичами были и другие главные руководящие работники, командированные в Киев, а именно – заместители начальника строительства Николай Алексеевич Кузнецов и Михаил Семенович Коваленко, а также глава производственно-технической службы Александр Федорович Денищенко. Курировал этот проект лично Никита Хрущев, до этого бывший куратором возведения метро в Москве.

Первые объекты приоритетного Южного тоннеля, возведение которых было начато на Жуковом острове и острове Водников

Первые объекты приоритетного Южного тоннеля, возведение которых было начато на Жуковом острове и острове Водников

Здесь и далее фото: razvedka-vmf.kiev.ua

Сверхсекретные объекты «Строительства № 1» оказались самыми масштабными оборонительными сооружениями 3-й пятилетки в СССР. В самом начале работ общее число строителей, инженерно-технических работников и другого обслуживающего персонала, задействованного для их возведения, составило 5 тысяч человек. К концу 1939 года их численность должна была вырасти до 10 тысяч человек, а в 1940-м и вовсе достигнуть 20 тысяч. Поскольку объекты находились на большом отдалении друг от друга, в радиусе 25 км, на каждом из них работало по 600-900 человек, а ежемесячный бюджет для каждого объекта доходил до 2 миллионов рублей. Впрочем, несмотря на большие финансовые и трудовые ресурсы, стройка не всегда продвигалась успешно. Например, известно, что 29 июля 1939 года Политбюро ЦК КП(б)У получило доклад о недостатках на «Строительстве № 1»: план-график работ на нескольких участках не выполнялся, трудовая дисциплина находилась на низком уровне, а массово-воспитательная работа среди рабочих и ИТР была неудовлетворительной.

После обсуждения проблем секретного объекта, руководство Украинской ССР также рассмотрело и приняло график возведения киевских тоннелей на 1939 год, предусматривавший следующие работы:

  1. Южный переход – в соответствии с генеральной сметой, для сооружения всех строительных площадок для главного тоннеля, нужно было намыть 667,6 тысяч м3 песка. Этот план был выполнен в мае 1939 года, за исключением 90 тысяч м3, которые планировалось использовать позднее для отсыпки дамбы через протоку Днепра — речку Старик. Большая часть укрепительных работ была завершена в первом полугодии 1939 года. А на второе полугодие были предусмотрены берегоукрепительные работы на острове Безымянный, которые можно было проводить только при низком горизонте воды. Также в ноябре и декабре этого года должны была быть реализована подготовка к сооружению подводного экрана;
  2. Подъездные пути – работы по сооружению автомобильно-гужевых дорог и железнодорожных переездов были завершены в сентябре 1939 года. Кроме них, предусматривались и работы по обустройству узкоколеек, которые предназначались для подвоза бетона на титулы 4 и 4-бис;
  3. Основные работы – до октября 1939 года на титулах 3 и 5 было запланированного сооружение двух кессонов, а с октября аналогичные работы должны были начаться на титулах 4 и 4-бис. Благодаря такой последовательности возведения, можно было последовательно использовать специалистов-арматурщиков, бетонщиков и других мастеров на разных участках;
  4. Жилищные объекты – поскольку на «Строительстве № 1» трудилось огромное количество людей, а сами тоннели были отдалены от города, рабочих и другой обслуживающий персонал нужно было где-то расселять. Поэтому жилищному строительству уделялось не меньше внимания, чем основным объектам. Вначале оно было развернуто на Жуковом острове, рядом с титулом № 3, и в Александровской Слободе. Также был возведен дом на улице Ивана Франко и общежитие на улице Челюскинцев, сооружение которого было завершено в III квартале 1939 года. Специальный поселок для строителей должен был появиться и на Красном Хуторе, но до конца 1939-го в этом месте были запланированы только подготовительные работы. В дальнейшем, три каменных 4-х этажных жилых дома, а также три временных барака планировалось достроить с расчетом на то, чтобы уже в 1940 году приступить к возведению скоростным методом 20-ти жилых домов. Подобные поселение должно было возникнуть и в поселке Зверинец, где тоже были предусмотрены подготовительные работы по строительству двух жилых домов, с той целью, чтобы перейти к строительству целого городка скоростным методом в 1940-м;
  5. Дополнительные сооружения – помимо жилых зданий, план секретной стройки предусматривал возведение временных производственно-технических строений, необходимых для обеспечения основных работ. Такими сооружениями были аналоги санаториев под названием «душкомбинаты», бетонные заводы и компрессорные. При этом все душкомбинаты должны были быть полностью завершены до начала погружения кессонов. До старта этого сложного процесса необходимо было закончить и строительно-монтажные работы по нескольким компрессорным, кроме компрессорной титула № 4, мощность которой была рассчитана только на погружение кессонов титулов № 4 и 4-бис. Полное завершение возведения компрессорных для щитовой проходки было запланировано на I-й квартал следующего – 1940 года.

Руины душкомбината на Жуковом острове (2007 год)

Руины душкомбината на Жуковом острове (2007 год)


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 2


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 2

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3

Секретные тоннели под Днепром


 

Теги: `тоннели под Днепром, история Оболони` &key=`tag` &target=`20`