Кинотеатр «Братислава» – прошлое и будущее районных кинозалов Киева

В 1976 году, в тогда еще совсем новом Минском районе Киева, появился первый кинотеатр под названием «Братислава». Его открытие стало важным и радостным событием для местных жителей. По их воспоминаниям – за билетами на сеансы всегда выстраивались огромные очереди, а сквер с фонтаном перед кинотеатром быстро стал популярным местом прогулок и встреч. К сожалению, в 90-е годы у культурного сооружения возникли финансовые проблемы, из-за которых его закрывали. В начале 2000-х годов «Братиславу» реконструировали внутри, после чего кинотеатр успешно работал на протяжении нескольких лет. Но потом его снова закрыли по непонятным причинам. Известный киевский исследователь архитектуры Лев Шевченко рассказал об истории кинотеатра «Братислава» в Оболонском районе, в контексте строительства сооружений культурного назначения в СССР, и перечислил варианты использования этого здания в наши дни.

Кинотеатр «Братислава» на Оболони

Кинотеатр «Братислава» на Оболони

Фото: golos.ua

Начало массового строительства кинотеатров в СССР

Кинотеатр стал обязательным элементом каждого советского жилого массива еще в пятидесятых. До того времени их, зачастую, возводили в центрах городов, а культурную составляющую рабочих поселков обеспечивали клубы и дома культуры при заводах.

Кинотеатры обычно строились по типовым проектам, как и больницы, школы, детские сады и жилые дома. Один из первых киевских «районных» кинотеатров имени Шевченко на Вышгородской улице – это небольшое однозальное сооружение без интересных экстерьерных деталей. Следующие здания – «Аврора», «Тампере», «Спутник», «Краков», «Нивки» были более вместительными. Их украшали мозаиками, облицовывали цветной плиткой, разрабатывали интересные входные группы, но все равно эти сооружения базируются на проектах, которые были повторены по всему СССР сотни, если не тысячи, раз. Кинотеатры эпохи «оттепели» легкие, прозрачные, стеклянные... и бесконечно повторяющиеся.

Брежневские времена характеризуются ревизией сталинской политики и возвращением к помпезности в архитектуре. Конечно, до очередной реинкарнации неоклассицизма не дошло, зато появился имперский модернизм с его тяжелыми и сложными формами, дорогой отделкой. Кинотеатры этих времен не типичны – «Флоренция», «Киевская Русь», «Братислава», разработаны украинскими архитекторами с учетом местных особенностей и более живым оформлением. В частности, по проекту «Братиславы» построены только пяти кинотеатров в Украине – это «Лейпциг» на Борщаговке, «Россия» на Лесном массиве, кинотеатры «Современник» в Кривом Роге и «Дружба» в Лисичанске. Киевский проект разработан архитекторами Суворовым и Шпарой, авторами многочисленных модернистских зданий в столице, в том числе жилых комплексов на улицах Суворова и Горького (ныне – на улицах Омельяновича-Павленко и Антоновича, соответственно).

Для всех перечисленных кинотеатров характерны несколько общих деталей – остекление второго этажа подчеркнуто вертикальным ритмом, скругленный объем вдоль входа, экспрессивный облик лестницы на торце и косая крыша кинозала. Последняя деталь – эхо стиля конструктивизма, популярного в Советском Союзе в 1920-х годах. Один из основных принципов конструктивизма – когда форма подчиняется назначению здания. Первым примером подобного подчеркивания зрительных залов является дом культуры имени Русакова, авторства архитектора Мельникова в Москве. Из клубного здания 1929 года постройки словно вырываются три зала, их рубленые объемы зависают в воздухе над стеклянным стилобатом.

Оболонская «Братислава» – элементы стиля конструктивизма

Во второй раз эта форма была использована в кинотеатре «Россия» в Москве, уже во времена оттепели – в 1964 году. Объем зрительного зала здесь нависает над сплошным остеклением фойе. После «России» этот прием массово пошел в архитектуру советских кинотеатров. Столичная «Киевская Русь» повторяет его полностью, а «Братислава» – обратно, здесь зрительный зал нависает над тыльной стороной здания.

Рассположенная под углом крыша кинотеатра является элементом некогда популярного в СССР конструктивистского стиля

Рассположенная под углом крыша кинотеатра является элементом некогда популярного в СССР конструктивистского стиля

Фото: wikimapia.org

К сожалению, время не стоит на месте, и старые кинотеатры понемногу теряют свой шарм: морально устаревает оборудование и планировки, портится внешний вид. Рядом открываются новые огромные ТРЦ с современными кинотеатрами, которые переманивают зрителей. «Лейпциг» и «Россия» с переменным успехом еще работают, а «Братислава» уже давно закрыта.

Будущее под вопросом

Позднесоветские кинотеатры трудно назвать шедеврами модернизма, но это не значит, что их можно уничтожать. В середине 2000-х за одну ночь был разобран кинотеатр «Аврора» 1966 года постройки на бульваре Перова, была уничтожена мозаика на фасаде этого здания вместе с деревьями, в том числе – с двумя голубыми елями.

В этом году угроза уничтожения нависла и над оболонской «Братиславой» – на ее месте решили построить жилой дом, на который явно не рассчитаны коммуникации старого микрорайона Оболони, которому скоро исполнится 45 лет. На днях зеленый забор закрыл давно заброшенный кинотеатр «Нивки» на одноименном массиве – это здание собираются снести вместе с окружающим сквером, а взамен построят торгово-развлекательный центр. Взгляды общественности на проблему раскололись – часть жителей Нивок выступает за ТРЦ, из-за нехватки больших супермаркетов и кинотеатров вокруг, часть – против строительства.

Сквер с лавочками и работающий фонтан - таким было общественное простраство вокруг "Братиславы"

Сквер с лавочками и работающий фонтан – такой была территория напротив кинотеатра «Братислава», будущее которого пока неизвестно

Фото: obolon.name

Будущее «Нивок» неизвестно, но «Братиславу» пока удалось отстоять. Каким бы ни было наше отношение к советской эпохе и ее наследию, инфраструктура районов, в частности кинотеатры – успешный пример симбиоза модернистской архитектуры и природы. Кинотеатры в 100 % случаев окружены скверами, фонтанами, аллеями, и полное невежество – уничтожать все это даже с «благой» целью построения ТРЦ. Это важный элемент районной инфраструктуры, который можно использовать как общественный центр для обсуждения проблем района, как картинную галерею, место для детского досуга. Не стоит ограничивать Киев торговыми центрами и жилыми высотками. Город, как и человек – многогранен.

Теги: `кинотеатр «Братислава», история Оболони` &key=`tag` &target=`20`