История самых больших оболонских озер – Иорданского и Кирилловского. Часть 2

История появления озер – Иорданского и Кирилловского

На схеме планирования нового жилого района «Оболонь» в городе Киеве, которая была создана Государственным институтом по проектированию «Киевпроект» в 1969 году, выделенные под затройку земли описаны довольно красочко. Так, Оболонь, описывается как луговая равнина с большим количеством водоемов и деревьев, где земля использовалась под сенокосы и огороды.

«По всему району размещено достаточно много больших и малых озер разной конфигурации, некоторые из которых соединены между собой узкими рукавами. В направлении с юга на север протекает река Почайна, образуя по направлению своего течения систему небольших прудов, и впадает в озеро Опечень, которое находится в южной части района», - говориться в комментариях к схеме.

По одному из первых проектов застройки Оболони появившиеся в результате гидронамыва озера не должны были разделяться насыпным перешейком, на месте которого планировали построить мост

По одному из первых проектов застройки Оболони появившиеся в результате гидронамыва озера не должны были разделяться насыпным перешейком, на месте которого планировали построить мост

По одному из первых проектов застройки Оболони появившиеся в результате гидронамыва озера не должны были разделяться насыпным перешейком, на месте которого планировали построить мост

Фото: My-Obolon

Нужно уточнить, что указанное в документе озеро Опечень тянулось до линии Северного железнодорожного полукольца, расположенного в районе станции «Петровка». Водоем образовался здесь, на месте русла Почайны, после строительства крупной насыпи в 30-х годах ХХ века. Дело в том, что эта насыпь была необходима для безопасного движения поездов, но именно она и отрезала русло реки Почайны от ее природного продолжения – Киевской гавани на Рыбальском острове.

До тех пор, пока не было создано новое устье, водам речки просто было некуда деваться. Известный сейчас залив Волковатый, который стал тем самым новым устьем, был спроектирован еще в 50-е годы ХХ века. Но окончательно устранить последствия разлива Почайны возле железной дороги удалось только в ходе комплексных гидротехнических работ, проведенных в 1972 году.

Чуть выше в направлении течения Почайны, в том месте, где сейчас находятся озера Иорданское и Кирилловское, по данным департамента градостроительства и архитектуры Киевской городской администрации, было узкое русло реки. Но каким образом это русло превратилось в озера? Перед градостроителями прошлого столетия стояла непростая задача – предварительно поднять уровень поверхности грунта по всей территории нового района, иначе Днепр постоянно бы подтапливал будущий жилой массив Оболонь.

«Абсолютные высоты района колеблются в пределах 90,9 – 85,8 метров. От более повышенных отметок в северо-западной части района: 94 – 95,8 метров, рельеф постепенно снижается  в южном и восточном направлениях к берегу до 91 – 92 метров в линии акватории реки Днепр», - предупреждали архитекторы.

Для защиты проектируемого жилого массива от затопления паводковыми водами Днепра и Почайны, уровень грунтов нужно было поднять на 4 – 5 метров, что и было сделано в районе береговой линии. Кстати, всего при строительстве нового Минского района вблизи Днепра и Почайны было намыто более 43 миллионов кубических метров грунта, в результате чего появилось озеро Вербное и верхние озера системы Опечень. Один из карьеров для добычи песка находился рядом с современными озерами Иорданским и Кирилловским. Поскольку со дна Почайны вымывался песок, площадь ее водной поверхности местами была значительно увеличена, и узкое речное русло стало намного шире.

При этом на два отдельных озера данное русло бывшей реки было разделено немного позже. Перешеек между Иорданским и Кирилловским озерами, как часть современного Оболонского проспекта (ранее – проспекта Александра Корнейчука), появился в начале 80-х годов ХХ века, став продолжением Куреневско-Красноармейской линии метрополитена на Оболонь. Стоит отметить, что станция метро «Оболонь» стала станцией неглубокого заложения, как и вся линия метро, которая находится внутри перешейка, протянувшегося от Петровки до Оболони. Поэтому тоннель располагается всего в нескольких метрах от шлюза, соединяющего озера Иорданское и Кирилловское.

Строительство тоннелей метро внутри перешейка, разделившего два озера и его общий вид до прокладки части проспекта Корнейчука от Оболони до Петровки Строительство тоннелей метро внутри перешейка, разделившего два озера и его общий вид до продолжения проспекта Корнейчука от Оболони до Петровки

Строительство тоннелей метро внутри перешейка, разделившего два озера и его общий вид до продолжения проспекта Корнейчука от Оболони до Петровки

Строительство тоннелей метро внутри перешейка, разделившего два озера и его общий вид до прокладки части проспекта Корнейчука от Оболони до Петровки Строительство тоннелей метро внутри перешейка, разделившего два озера и его общий вид до продолжения проспекта Корнейчука от Оболони до Петровки

Фото: livejournal.com и starkiev.com

Превращение русла Почайны в цепь озер не осталось незамеченным для киевлян. Перед началом гидронамыва для возведения нового жилого района известный краевед того времени Николай Шарлемань, совместно с архитектором П. Долищинским публично выступили с призывом «Сохраним Почайну!» в одноименной статье, которая была напечатана в газете «Вечерний Киев» в 1967 году. Из Управления по делам строительства и архитектуры Киевского горисполкома за подписью главного архитектора Б. Приймака им в ответ пришло письмо, в котором «активистам» пообещали сохранить водную гладь реки и ее озера, создав специальную зеленую зону. Таким образом, водоемы с их берегами обещали превратить в парк еще с 60-х годов ХХ века. Но тогда этого так и не произошло.


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

История самых больших оболонских озер – Иорданского и Кирилловского. Часть 3