Появление на Оболони нового жилого массива

После прохождения всех государственных экспертиз и окончательного утверждения проекта, в 1968 году на Оболони закипела работа. Возведение будущего жилого массива началось с колоссального по масштабам намыва грунта и поднятия его отметок до не затапливаемого уровня при максимально возможном паводке. Для этого, на оболонских лугах, впервые в огромных масштабах был применен метод освоения речной поймы при помощи гидронамыва. С этой целью на Оболонь самосвалами привозили тысячи тонн песка и земли, формируя большие песчаные «подушки», высотой до 5 метров. При этом общий объем намытого грунта, примерно, в 10 раз превысил количество, впервые в Киеве в больших масштабах намытое на Русановском массиве.

Новый жилой массив на Оболони

Возведение нового жилого массива на намытом грунте в 1970-е

Фото: starkiev.com

Строительство велось по-советски «ударными» темпами, и вскоре на месте многовековых заливные лугов начали появляться первые контуры нового столичного жилого района. И в конце 1970-х годов Оболонь стала самым большим массивом Киева. Ее общие размеры на тот период составили: длина вдоль Днепра – 5 км, ширина в южной части – 2,5 км, ширина в северной части – 5 км. Поэт Иван Драч, побывавший на Оболони в 1974 году, был настолько впечатлен размахом проводимых здесь работ, а также археологическими раскопками на месте стоянок древних людей, что написал стихотворение с такими строками:

На Оболоні, в самім лоні,

Крокують крани буйнотонні

І ловлять ночами в долоні

Зірки.

На Оболоні – дух машини,

Дух цементу і дух ожини.

Там все натужиться, пружинить –

Бо час такий!

Зросли ж тут руси в завірюсі,

Чи ті, що потім вийшли в русів,

Випростовувались тут на лузі

Колись!

Район метро Минская

Первая половина 1980-х – обширные пустующие территории в районе станции метро Минская, на которых в наши дни расположены современные жилые дома

Фото: obolon.info

Первые жители вселились в свои новенькие оболонские квартиры в 1972 году, а первый жилой микрорайон был полностью закончен в 1975-м. На два года позже – в 1977-м было завершено строительство образцово-показательного 2-го микрорайона рядом с озером Иорданским. Главными магистралями массива стали: проспект Корнейчука (ныне – Оболонский проспект), проспект Героев Сталинграда, а также улицы – Героев Днепра, Маршала Тимошенко, Маршала Малиновского, Мате Залки (ныне – Александра Архипенко), Лайоша Гавро (ныне – Иорданская), Зои Гайдай, Северная и Богатырская.

Основная часть жилой застройки советского периода на Оболони была завершена до 1980 года. В большинстве своем, здесь были возведены 9 и 16 – этажные, и реже 12-этажные жилые дома, с самыми современными на то время планировками. В отдельные промышленные и территориальные зоны были выделены предприятия, автопарки, станции технического обслуживания, гаражи, и другие подобные объекты. А система зеленых насаждений оказалась сформирована из небольших садов в микрорайонах, связанных пешеходными аллеями с центральным парком культуры и отдыха, набережной Днепра, а также искусственными озерами.

Строительство бассейна «Чайка» (ныне - фитнес-центр «Аквариум») возле озера Белого во второй половине 1980-х годов

Строительство бассейна «Чайка» (ныне - фитнес-центр «Аквариум») возле озера Белого во второй половине 1980-х годов

Фото: starkiev.com

Практически в то же время – в 1970-и году, начал застраиваться Минский массив, расположенный вблизи одноименного шоссе и площади Тараса Шевченко. Первые новоселы заселились в свои квартиры тут уже в ноябре 1971 года. Основная его часть была полностью завершена до 1977 года, а спустя десятилетие – в 1989-90 годах здесь появился еще один микрорайон, ограниченный улицами Бережанской и Петра Панча. При этом характерной особенность Минского массива стало большое число домов с небольшими однокомнатными квартирами, количество которых составляло 37 %. Также здесь был возведен больничный городок со станцией скорой помощи.

3 марта 1975 года, согласно указа Президии Верховной Рады Украинской ССР на территории Оболони была официально создана отдельная территориальная единица – Минский район. Такое название было обусловлено тем, что он находился в северной части Киева, а проходящие здесь дороги, и в частности – Минское шоссе, вели в направлении Беларуси. В состав нового района тогда вошли – Куреневка, Приорка, строящиеся жилые массивы «Оболонь» и «Минский», а также остров Муромец с парком «Дружбы народов», который, впрочем, в 1990 году отошел к Деснянскому району столицы.

Строительство тоннелей метрополитена в направлении Оболони на перешейке между озерами Иорданским и Кирилловским в конце 1970-х

Строительство тоннелей метрополитена в направлении Оболони на перешейке между озерами Иорданским и Кирилловским в конце 1970-х

Фото: livejournal.com

Что касается транспортного сообщения с остальными частями Киева, то в первые годы застройки добираться на Оболонь было не очень удобно. Жителям приходилось пользоваться речным трамваем, а также городскими автобусами. Немного позже с Подола через Куреневку в Минский район начал ходить трамвай, а в 1980 году на Оболонь была продлена Куреневско-Красноармейская линия метро и построены станции «Петровка», а также «Проспект Корнейчука» (позднее переименована в «Оболонь»). Спустя два года были сданы еще две станции метрополитена – «Минская» и «Героев Днепра».

Вопрос транспортных связей Оболони и других правобережных районов Киева с левым берегом столицы был решен в 1976 году, благодаря завершению строительства Московского мостового перехода. Он соединил берега рек Днепр и Десенка, а также стал действительно революционным сооружением для своего времени. Этот впечатляющий вантовый мост воплотил в себе европейский опыт возведения широких подвесных транспортных объектов с большими пролетами. Творение киевского инженера Георгия Борисовича Фукса имеет высоту 119 метров, длину 816 метров, ширину 13 метров и 300-метровый пролет без опор, в то время - рекордный для СССР и один их десяти самым больших в мире.

Московский мост

Конец 1970-х - новый Московский мост и вид на Минский район

Фото: starkiev.com

Уникальность Московского моста заключается в нескольких смелых конструкторских решениях. Главное нововведение киевских инженеров заключалось в замене железобетонных плит, находящихся под его покрытием, на металлические - имеющие большую гибкость. Внутри пилона есть полости, позволяющие обслуживающему персоналу подниматься к его верхней части. А огромный пролет на весу поддерживают ванты - скрученные тросы, каждый из которых состоит из 91 оцинкованной проволоки, диаметром 5 мм, которые изготавливали непосредственно на месте строительства. По сей день Московский мост остается одной из важнейших транспортных артерий Киева.

В 1985 году на Днепре в районе Оболони был открыт яхт-клуб, в котором парусным спортом могут заниматься взрослые и дети. Воспитанники этой спортивной школы много раз становились призерами и победителями в украинских, а также мировых соревнованиях по яхтингу. Тем временем Минский район стал одним из самых зеленых, уютных и красивых районов столицы. Несмотря на это, время его дальнейшего расцвета было еще впереди – свой «элитный» статус Оболонь приобрела уже после обретения Украиной независимости в 1991 году.

Яхт-клуб "Оболонь"

Современный яхт-клуб «Оболонь» на берегу залива Собачье устье

Фото: yahtclub.kiev.ua


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Оболонь в наши дни


 

Теги: `история Оболони, гидронамыв грунта, строительство, Московский мост, яхт-клуб` &key=`tag` &target=`20`