Появление на Оболони нового жилого массива

После прохождения всех государственных экспертиз и окончательного утверждения проекта, в 1968 году на Оболони закипела работа. Возведение будущего жилого массива началось с колоссального по масштабам намыва грунта и поднятия его отметок до не затапливаемого уровня при максимально возможном паводке. Для этого, на оболонских лугах, впервые в огромных масштабах был применен метод освоения речной поймы при помощи гидронамыва. С этой целью на Оболонь самосвалами привозили тысячи тонн песка и земли, формируя большие песчаные «подушки», высотой до 5 метров.

Новый жилой массив на Оболони

Возведение нового жилого массива на намытом грунте в 1970-е

Фото: starkiev.com

Строительство велось по-советски «ударными» темпами, и вскоре на месте многовековых заливные лугов начали появляться первые контуры нового столичного жилого района. Поэт Иван Драч, побывавший на Оболони в 1974 году, был настолько впечатлен размахом проводимых здесь работ, а также археологическими раскопками на месте стоянок древних людей, что написал стихотворение с такими строками:

На Оболоні, в самім лоні,

Крокують крани буйнотонні

І ловлять ночами в долоні

Зірки.

На Оболоні – дух машини,

Дух цементу і дух ожини.

Там все натужиться, пружинить –

Бо час такий!

Зросли ж тут руси в завірюсі,

Чи ті, що потім вийшли в русів,

Випростовувались тут на лузі

Колись!

Район метро Минская

Первая половина 1980-х – обширные пустующие территории в районе станции метро Минская, на которых в наши дни расположены современные жилые дома

Фото: obolon.info

Первые жители вселились в свои новенькие оболонские квартиры в 1972 году, а основная часть жилой застройки советского периода была завершена до 1980 года. В большинстве своем, здесь были возведены 9 и 16 – этажные жилые дома, с самыми современными на то время планировками. Главными магистралями одного из самых больших жилых массивов столицы стали проспект Корнейчука (ныне – Оболонский проспект), проспект Героев Сталинграда, а также улицы – Героев Днепра, маршала Тимошенко, маршала Малиновского, Мате Залки, Лайоша Гавро, Зои Гайдай, Северная и Богатырская.

3 марта 1975 года, согласно указа Президии Верховной Рады Украинской ССР на территории Оболони была официально создана отдельная территориальная единица – Минский район. Такое название было обусловлено тем, что он находился в северной части Киева, а проходящие здесь дороги вели в направлении Беларуси. В состав нового района тогда вошла Куреневка, Приорка, строящиеся жилые массивы «Оболонь» и «Минский», а также остров Муромец с парком «Дружбы народов», который в 1990 году отошел к Деснянскому району столицы.

Строительство бассейна

Строительство бассейна (ныне - фитнес-центр «Аквариум») возле озера Белое, 1980-е годы

Фото: starkiev.com

Что касается транспортного сообщения с остальными частями Киева, то в первые годы застройки добираться на Оболонь было не очень удобно. Жителям приходилось пользоваться речным трамваем, а также городскими автобусами. Немного позже с Подола через Куреневку в Минский район начал ходить трамвай, а в 1980 году на Оболонь была продлена Куреневско-Красноармейская линия метро и построены станции «Петровка», а также «Проспект Корнейчука» (позднее переименована в «Оболонь»). Спустя два года были сданы еще две станции метрополитена – «Минская» и «Героев Днепра».

Вопрос транспортных связей Оболони и других правобережных районов Киева с левым берегом столицы был решен в 1976 году, благодаря завершению строительства Московского мостового перехода. Он соединил берега рек Днепр и Десенка, а также стал действительно революционным сооружением для своего времени. Этот впечатляющий вантовый мост воплотил в себе европейский опыт возведения широких подвесных транспортных объектов с большими пролетами. Творение киевского инженера Георгия Борисовича Фукса имеет высоту 119 метров, длину 816 метров, ширину 13 метров и 300-метровый пролет без опор, в то время - рекордный для СССР и один их десяти самым больших в мире.

Московский мост

Конец 1970-х - новый Московский мост и вид на Минский район

Фото: starkiev.com

Уникальность Московского моста заключается в нескольких смелых конструкторских решениях. Главное нововведение киевских инженеров заключалось в замене железобетонных плит, находящихся под его покрытием, на металлические - имеющие большую гибкость. Внутри пилона есть полости, позволяющие обслуживающему персоналу подниматься к его верхней части. А огромный пролет на весу поддерживают ванты - скрученные тросы, каждый из которых состоит из 91 оцинкованной проволоки, диаметром 5 мм, которые изготавливали непосредственно на месте строительства. По сей день Московский мост остается одной из важнейших транспортных артерий Киева.

В 1985 году на Днепре в районе Оболони был открыт яхт-клуб, в котором парусным спортом могут заниматься взрослые и дети. Воспитанники этой спортивной школы много раз становились призерами и победителями в украинских, а также мировых соревнованиях по яхтингу. Тем временем Минский район стал одним из самых зеленых, уютных и красивых районов столицы. Несмотря на это, время его дальнейшего расцвета было еще впереди – свой «элитный» статус Оболонь приобрела уже после обретения Украиной независимости в 1991 году.

Яхт-клуб "Оболонь"

Современный яхт-клуб «Оболонь» на берегу залива Собачье устье

Фото: yahtclub.kiev.ua


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Оболонь в наши дни


 

Теги: `история Оболони, гидронамыв грунта, строительство, Московский мост, яхт-клуб` &key=`tag` &target=`20`