Оболонь в период СССР

В 30-е годы XX века в СССР начала реализовываться масштабная военная программа, которая затронула и территорию Оболони. В 1936 году под Киевом подходило к концу строительство столичного укрепрайона в состав которого входили мощные бетонные доты, военные склады и командные бункера. Однако эти могучие укрепления не могли защитить от воздушного удара два главных киевских железнодорожных моста. Именно тогда советское руководство приняло решение построить в городе два уникальных и рекордных по степени сложности объекта – железнодорожные тоннели под Днепром.

Схема наземно-подрусловой железной дороги, которая должна была быть построена в Киеве к середине 1940-х годов

Схема наземно-подрусловой железной дороги, которая должна была быть построена в Киеве к середине 1940-х годов

Фото: razvedka-vmf.kiev.ua

В официальных документах Северный и Южный тоннельные переходы фигурировали как «Строительство № 1» и имели самый высокий статус секретности. На их сооружение были брошены огромные силы и средства – во время максимальной активизации строительных работ над подземными переправами трудилось до 20 тысяч человек. Работы были начаты в 1939 году, а их завершение предусматривалось в 1944-м. Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная Война оборвала возведение грандиозных сооружений.

Согласно проекта, Южный переход должен был пройти от Осокорков до Жукова острова, а Северный – с Оболони до Выгуровщины (Троещины). До сих пор о масштабной идее советских времен на Жуковом острове напоминает уходящий в днепровские воды огромный наземный тоннель. А на Оболони безмолвным свидетелем этой стройки остался впечатляющих размеров бетонный кессон в урочище Наталка. Эта многотонная конструкция должна была опуститься под землю при помощи выемки размоченного грунта из-под ее основания, а затем предполагалось начать горизонтальную проходку под руслом Днепра.

Кессон на Оболони

Кессонно-тоннельная секция в урочище Наталка рядом с Оболонской набережной

Фото: railwayz.info

Но этим планам не суждено было сбыться. Достроить тоннели помешала Вторая Мировая Война, а после ее завершения власти посчитали нецелесообразным продолжать их возведение. Однако опыт, который был приобретен во время реализации этого сложнейшего проекта, пригодился позднее при строительстве метро в Киеве. А могучий бетонный кессон стал одной из самых интересных и необычных достопримечательностей Оболонского района.

На этом снимке, сделанном в середине 1960-х годов, видно, что всего полвека назад, как и на протяжении многих столетий, Оболонь представляла собой сплошные просторные заливные луга

На этом снимке, сделанном в середине 1960-х годов, видно, что всего полвека назад, как и на протяжении многих столетий, Оболонь представляла собой сплошные просторные заливные луга

Фото: livejournal.com

После освобождения Киева от нацистской оккупации в 1943 году началось активное восстановление столицы Украинской ССР. Несмотря на огромные разрушения, постигшие его за два года войны, благодаря самоотдаче и героическим усилиям его жителей, древний город на берегах Днепра снова возродился в достаточно короткие сроки. Однако в последующие десятилетия одной из самых больших проблем столицы республики был недостаток жилья для ее граждан.

Первым ответом на острую жилищную проблему стало массовое возведение так называемых «хрущевок» - панельных или кирпичных 2-5-этажных домов, в которых многие киевляне впервые получили отдельные квартиры. Тем не менее, потребность в жилье была достаточно высока, учитывая то, что население Киева постепенно возрастало. Такая ситуация была учтена властями в новом генеральном плане развития города 1967 года, который предусматривал возведение новых «спальных» районов, одним из которых и стала Оболонь.

Один из первых впечатляющих проектов застройки Оболони, который, к сожалению, не был реализован

Один из первых впечатляющих проектов застройки Оболони, который, к сожалению, не был реализован

Фото: kiev.vgorode.ua

Над проектом строительства нового жилого массива на севере Киева работала группа лучших специалистов государственного предприятия «Киевпроект», среди которых были архитекторы И. Г. Веримовская, Г. М. Слуцкий, Н. И. Кульчицкий, Л. И. Филенко, З. Г. Хлебникова, Ю. А. Паскевич и инженеры С. П. Дудник, А. С. Штекель, В. С. Коваль, Н. А. Закржевская. Все они великолепно справились с этим непростым заданием, благодаря чему на заливных лугах Оболони появился один из самых красивых в столице жилых массивов площадью 3 миллиона квадратных метров.

Учитывая особенности оболонских территорий, ежегодно затопляемых весенними паводками, первой задачей для инженеров была разработка надежной защиты нового района от разливов Днепра. С этой целью было решено поднять береговую линию на 4-5 метров, дополнительно укрепив ее бетонными плитами. Кроме того, команда авторов проекта приняла во внимание близость массива к потенциально опасному Киевскому водохранилищу, находящемуся на возвышенности по отношению к Оболони. Предусматривалось, что даже в случае разрушения плотины Киевского моря, высота первой волны, которая дойдет до территории района, не превысить 1-го метра, а избыточные массы воды сойдут за максимально короткое время.

Намыв песка перед началом возведения нового жилого массива на Оболони

Намыв песка перед началом возведения нового жилого массива на Оболони

Фото: скриншот с видео из Центрального архива кинофотодокуметов

При планировании жилой застройки архитекторы и инженеры отказались от традиционного перекрестного расположения улиц в пользу особенной – сотообразной формы микрорайонов. В каждой такой «соте» было предусмотрено строительство школ и детских садов, магазинов и универсамов, спортивных площадок и скверов, а также многих других объектов, необходимых для удобства жителей. В местах пересечения основных магистралей Оболони были спроектированы круговые развязки, благодаря которым отпала необходимость в установке светофоров, а транспорт не скапливается при подъезде к перекресткам. А некоторые авторазвязки были сразу запланированы двухуровневыми. Благодаря уникальным нововведениям и продуманности проекта, в 1981 году группа его создателей была награждена премией Совета Министров СССР.

План жилого массива «Оболонь»

Планы новых жилых массивов Киева – «Оболонь» (выше) и «Минское шоссе» (ниже). Интересно, что на этих первых зарисовках в половине будущих микрорайонов присутствуют озера, которые должны были формировать комфортный микроклимат для их жителей

План жилого массива «Минское шоссе»

Фото: My-Obolon


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Появление на Оболони нового жилого массива


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 1

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 2

Секретные тоннели под Днепром – подробности строительства. Часть 3

Секретные тоннели под Днепром

Теги: `история Оболони, тоннель под Днепром, проектирование` &key=`tag` &target=`20`