Оболонь в период Русского царства и Российской империи

В течении XVII – XVIII столетий продолжался активный рост современной столицы Украины, вместе с которым расширялась торгово-экономическая и общественная жизнь. Численность населения Киева продолжала возрастать, из-за чего активизировалась и хозяйственная деятельность на землях Оболони. Благодаря близости Днепра и Почайны, а также наличию большого количества озер, помимо сельского хозяйства и скотоводства активно развивалось рыболовство, ремесла и промыслы, а следом за ними – торговля. Кроме того, сочные оболонские луга были богаты большим количеством лекарственных растений, которые тут активно собирали и заготавливали. В руслах Почайны, а также малых речек Сырец и Глыбочица возводились водяные мельницы. В тот же исторический период в Киеве возникают мануфактуры. Часть из них располагалась и на землях современного Оболонского района. Здесь появились мануфактуры по обработке шкур, фаянсовые фабрики и кондитерские мастерские. Также, во второй половине XIX века на Оболони был размещен главный киевский дровяной склад очень больших размеров.

Заметно активнее стала развиваться духовная и культурная жизнь Киева. На территории Оболони, Куреневки и Приорки были возведены свыше 20 монастырей и церквей. Самыми известными из них были - женский монастырь Святого Николая, католическая религиозная миссия, храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, Иорданский женский монастырь, и Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, быстро развивались и росли все городские предместья.

Иорданский храм

Иорданский храм, находившейся в районе современной улице Фрунзе и разрушенный в 1930-е годы

Фото: strive2live.com

Учитывая стратегическое значение Оболони, после пребывания в Киеве Петра I было принято решение укрепить рубежи города на ее территории. Для этого были насыпаны деревянно-земляные валы, на которых установили пушечные башни. А вот как описывает военные маневры царских войск на Оболони в 1706 году Максим Берлинский:

«Его величество [Перт I], узнав по дошедшему слуху, будто неприятель из Польши обращает свой поход к сему месту, изволил прибыть сюда с несколькими полками июля 4 числа… Полки сии были расположены тогда лагерем на Оболони городской».

Несмотря на активизацию жизни в предместья Киева, в том числе и на Оболони, регулярные затопления ее территорий разливами Днепра, мешали местным жителям прочно обосноваться в этой местности, даже учитывая то, что дома здесь строились на сваях. Такая ситуация послужила причиной выдачи киевским Сенатом Указа от 4 февраля 1749 года, освобождавшем киевлян, живущих вне Подола от налогов в казну, в связи с тем, что городские укрепления между Оболонью и Подолом каждый год повреждались половодьем и требовали регулярного капитального ремонта.


«Болонье простирается до самого Вышгорода вдоль Плоского [предместье к северу от Подола]. Местность эта весной страдает от наводнений, почему в прибрежных частях дома строятся на сваях; в некоторых местах Оболонь покрыта зарослями лозы, которую Карамзин принял за виноградную лозу, написав, что в княжескую эпоху здесь были придворные виноградники».

Константин Щероцкий - «Путеводитель по городу», 1918 год


С 1757 года власти Киева предпринимали некоторые действия по укреплению речных берегов, но для того, чтобы сделать это серьезно и окончательно не хватало средств и настойчивости. Определенные результаты этих работ появились только в 40-х годах XIX века, и лишь в 1860 году на Днепре было завершено строительство капитальной набережной, защитившей Подол от затоплений. А Оболони пришлось ждать очереди на укрепление днепровских берегов еще более века.

В 1811 году в Киеве случилось огромное несчастье – произошел большой пожар на Подоле. Учитывая то, что большинство зданий в те времена были возведены из дерева, масштабы трагедии были огромны. Старинная часть города пылала 3 дня, а население, вместе со спасенным имуществом, бежало на Оболонь. Здесь погорельцы вынуждены были жить в простых шалашах, горюя об утрате почти всего, что у них было. А прошедший слух о том, что возгорание было не случайным, заставил многих людей пожить на Оболони дольше. Одним из потерпевших в той трагической для Киева ситуации, был известный в городе писатель и проповедник Иоанн Леванда.

Учитывая то, что современная Оболонь по праву считается элитным «спальным» районом столицы, будет интересно упомянуть о том, что в конце XIX столетия ее территории могли превратиться в поля отстаивания канализационных стоков. Все дело в том, что в прошлые века Киев часто страдал от сильных эпидемий. И это не удивительно, ведь сточные воды тогда текли по улицам в открытых каналах прямо в Днепр, от чего особенно сильно страдал Подол. Во второй половине XIX века власти города наконец поняли, что данную проблему не решить без нормальной канализационной системы.

В 1878 году в городской Думе была создана специальная санитарная комиссия, которая должна была заняться решением вопроса с загрязненными стоками. Но только осенью 1894 года в Киеве заработал первый участок городской канализации – Подольский. К нему были подключены около 1000 усадеб, сточные воды из которых по коллектору попадали на оболонские поля орошения, которые сразу прозвали «канализационными». Интересный факт – первоначально эти отстойники должны были расположить на Галерных островах (ныне это полуостров между устье реки Лыбедь и Китаево, возле правого берега Днепра), однако этими землями владела Киево-Печерская Лавра, которого не допустила такого развития событий.

На оболонских полях орошения загрязненная вода должна была очищаться от органических веществ, которые затем можно было применять в качестве удобрений. При этом сначала стоки попадали на эти поля без всякой очистки, от чего не только ухудшилось санитарное состояние близлежащих земель, но вокруг них также появился ужасный запах. Такое соседство с канализационными отстойниками стало причиной судебного разбирательства между Киевским обществом канализации и владельцем известной в городе типографии Стефаном Кульженко, который жил на даче «Кинь-Грусть».

Стефан Кульженко
Стефан Васильевич Кульженко (1836-1906) - киевский печатник и книгоиздатель

Фото: weekend.com.ua

Благодаря многолетней настойчивости Стефана Васильевича в судебном разбирательстве, городская канализация была усовершенствована. Власти Киева построили грунтовую фильтрационную систему, через которую загрязненные стоки поступали в дренажные каналы, а по ним – во влагосохраняющий водоем с подземными и атмосферными водами. Такая технология позволила спасти природу Оболони от экологической катастрофы. Даже сейчас на карте столицы можно легко отыскать территории бывших полей орошения – это большая промзона вблизи жилого массива, расположенная недалеко от урочища Кинь-Грусть.

Во второй половине XIX века в Российской империи были проведены некоторые реформы, которые способствовали развитию промышленности и новых форм хозяйственной деятельности. А это, в свою очередь, привело к увеличению торгового оборота и развитию транспортного сообщения в государстве. 1 (13) июня 1892 года в Киеве был запущен первый в Российской империи трамвай. Уже в 1904 году этот транспорт начал курсировать через Куреневку и Приорку в одну из частей современного Оболонского района – Пущу-Водицу. А 6 июля 1897 года на Оболонском заливе была заложена самая большая в стране Киево-Оболонская гавань.

Киево-Оболонская гавань

Киевская гавань Императора Николая II в весеннее половодье 1900 года

Фото: obolon.name


 «Киеву - новую гавань. На днях в министерстве путей сообщения, рассматривался проект гавани у города Киева в заливе реки Днепра - Оболонь, составленный инженером Максимовичем. Инженерный совет нашел, что скорейшее осуществление гавани у города Киева вызвано надобностями как развивающегося судоходного промысла, так равно теснотой устройства киевской пристани. Поэтому выражено мнение, что предполагаемый в пользу города особый сбор с судов, также может быть увеличен, чтобы быть более выгодным в коммерческом отношении.»

Газета "Киевлянин", 5 сентября 1892 года


Киево-Оболонская гавань возводилась два года, и обошлась городской казне в 435 тысяч рублей. Однако, после того как стройка была завершена, специальная комиссия выявила на объекте ряд нарушений, которые позволили ревизорам сделать вывод о том, что порт строили спустя рукава. Результатом такого строительства стал убыток для казны Киева размером около 100 тысяч рублей.

Николай Максимович

Николай Иванович Максимович (1855-1928) - ученый гидролог, инженер путей сообщения, архитектор

Фото: Wikipedia.org

Проект тогдашнего главного речного порта города был разработан ученым-гидротехником, а также инженером путей и сообщения Николаем Максимовичем. Николай Иванович обладал немалым количеством почетных титулов, среди которых были: «начальник Киевского отделения округа и инспектор судоходства р. Днепр, член Императорского технического общества, профессор кафедры водяных путей сообщения в КПИ, действ, ст. советник, член городской Думы, член многих городских комиссий и пр., и пр.».

С именем Николая Максимовича вообще связано немало событий, имеющих непосредственное отношение к главной водной артерии Киева – Днепру. На протяжении 20 лет материалы о выправлении русла реки в пределах города ученый публиковал в газете «Киевлянин». Также Николай Иванович написал немало статей на тему благоустройства Труханова острова и в защиту его от строительства промышленных предприятий, а также о первом киевском яхт-клубе. Это яхт-клуб был основан в 1887 году на том же Трухановом острове почетным киевским инженером Максимовичем, совместно с профессором университета Александром Христиановичем Ринэком. Николай Максимович стал его первым вице-командором, а потом и командором. Звание почетного командора клуба он носил до 1918 года. При этом другими членами первого киевского яхт-клуба были весьма значимые и известные граждане города.

Первый яхт-клуб на Оболони

Первый киевский яхт-клуб на Трухановом острове

Фото: Wikipedia.org

В тот же исторический период – а точнее до второй половины XIX века, на землях Оболони был расположен поселок Рыбалки, находившейся в районе современного Рыбальского полуострова. Как следует из названия, местные жители активно занимались рыбной ловлей, благодаря чему на его территории вырос крупный рыбный рынок. Окрестные земли также часто затапливались во время половодья, однако после наводнений на местных огородах оставался отличный плодородный ил, позволяющий получать хорошие урожаи. Известно, что в районе Рыбалок жители выращивали отменную кукурузу и пшеницу, которые пользовались спросом у киевлян.


«Так [Рыбалками] называется северная часть Киев-Подола, примыкающая к Оболони, населённая большею частью рыболовами. В апреле и мае Днепр наводняет эту часть города и затопляет её. Бедные жители ухитрились: они подобно жителям Новой Гвинеи и других островов Тихого моря, строят свои домики на высоких сваях, и в полноводье ездят на лодках от одного жилья к другому. Но наносимый Днепровский хлам превосходно каждый год удобряет их огороды; и не в каком месте Киева не растёт такая прекрасная кукуруза или Турецкая пшеничка, как на Рыбалках.»

Николай Закревский - «Описание Киева», 1868 год


Рассматривая подробную историю Оболони, нельзя не упомянуть о прекрасной и живописной местности, которая сейчас входит в состав Оболонского района. Речь идет, конечно, о Пуще-Водице. Ее собственная история началась также в древние времена. Здешние великолепные и богатые живностью леса были очень популярны как место охоты киевской знати. Там где сейчас располагается известный столичный курорт ранее существовало дачное поселение, основанное городской Думой в конце XIX века.

Еще одна интересная история связана с местностью под названием – Кристерова горка, которая находится южнее Пущи-Водицы, между Приоркой и урочищем Кинь-Грусть. Своим названием эта территория обязана саксонцу Вильгельму Готлибу Кристеру, хозяину великолепного фруктового сада, который он растил здесь на купленном участке земли. Природные красоты Пущи-Водицы, Кинь-Грусти и других живописных мест Оболони всегда были очень привлекательными для творческих людей. Доказательством этого является проживание на Приорке великого поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Также на оболонских землях бывал Александр Куприн. Любил творить здесь известный киевский художник Сергей Свитославский, писавший тут свои пейзажи.

Сергей Свитославский - Разлив Днепра на Оболони

Сергей Свитославский - картина «Разлив Днепра на Оболони», 90-е годы XIX века

Фото: Wikipedia.org

Активное развитие Киева начала XX века приносит большие изменения в южную часть современного Оболонского района – Петровку. Эта местность становится промышленным центром города, благодаря близкому расположению гавани, судостроительных мастерских, а также большого количества производственных и складских помещений. Результатом быстрого развития Петровки стало подведение сюда железной дороги и строительство в 1929 году в этом районе моста через Днепр.

Еще одним интересным фактом является то, что между Оболонью и Куреневкой в начале прошлого века располагался гражданский Куреневский аэродром, построенный в 1910-11 годах. Здесь осуществляли свои полеты такие известные авиаторы как Александр Свешников, Михал Сципио дель Кампо и изобретатель вертолета Игорь Иванович Сикорский.

Куреневский аэродром

Куреневский гражданский аэродром

Фото: shatun.kiev.ua

Завершая повествование о досоветском периоде истории Оболони, нужно напоследок отметить, что эта местность в разное время имела более широкие границы, чем даже сейчас. В определенные периоды Оболонь включала часть Подола, Куреневку, Рыбальский полуостров, Приорку и близлежащие территории. Подтверждением этого являются публикации известных украинских историков.


«Сверх того в некоторых местах нынешнего Подола даже и в позднейшее время, были болота, поросшие камышом. Заливное передвижным Днепром и покрытое лозою Болонье в древнейшее время простиралось гораздо ближе к старому Киеву, чем теперь, на нём киевляне пасли свои стада…»

Николай Максимович, историк, 1840 год


 

Оболонь в 1916 году

Берега Оболони в 1916 году - на фотографии то самое место в урочище Наталка, где сейчас находится новая часть набережной и знаменитый кессон

Фото: uduba.com


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Оболонь в период СССР


 

Теги: `история Оболони, Почайна, храмы, Киево-Оболонская гавань, яхт-клуб, Рыбальский полуостров, Куреневский аэродром` &key=`tag` &target=`20`