07.01.2015

Оболонь и крещение Киевской Руси

Среди множества событий, значительно повлиявших на ход истории, как Киева, так и всей древней Руси, особняком стоит принятие христианства – как главного вероучения славянского государства. Хотя принято считать, что крещением Киевская Русь обязана князю Владимиру Великому, существует еще несколько версий того, как это случилось.

«Крещение Руси» - фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе Киева

«Крещение Руси» - фреска В. М. Васнецова  во Владимирском соборе Киева

Фото: Wikipedia.org

Некоторые исследователи считают, что гораздо раньше, чем Владимир Святославович, приняли крещение князья Аскольд и Дир вместе с частью киевлян. Крестил их епископ, присланный из Константинополя в 860-х годах. Согласно другим данным, христиане появились на Руси при князе Василии I, правившем в период с 867 по 886 год. Точно известно, что христианкой была княгиня Ольга, супруга князя Игоря и бабка Владимира Святославовича, крещенная, вероятно, в Константинополе в 957 году.


«В 945 году при Почайне стояла, быть может первая в городе Киеве христианская церковь во имя святого Ильи, упоминаемая в договоре великого князя Игоря с греками, в коей христианская Русь присягала ненарушимо хранить договор».

Николай Сементовский - «Киев, его святыни, древности, достопамятности», 1871 год.


Общепринятая версия принятия веры в Иисуса Христа как Господа и Спасителя описана в знаменитой «Повести временных лет» Нестором Летописцем в XII веке. Согласно этой исторической хронике, крещению предшествовало «испытание веры». Речь идет о приглашении князем Владимиром в Киев представителей разных религий – восточного христианства из Константинополя, западного христианства из Германии, ислама из Волжской Булгарии, а также иудаизма из Хазарии. Владимир созвал совет бояр и «городских старцев» для изучения догматов и обрядов каждой религии, после чего выбор князя остановился на восточной ветви христианского вероучения.

Принимая во внимание описанные выше данные исследователей о более раннем появлении христианства на Руси, а также политическую ситуацию и давние связи с Византией – этот выбор можно счесть в некотором роде предопределенным. И в 988 году христианская вера провозглашается на Руси официальной, за чем последовало крещение киевлян константинопольским духовенством в месте слияния вод рек Днепра и Почайны, первое упоминание о которой относится к 945 году.


«Мы представим в совокупности все, что Летописец в разных местах упоминает о нашей древней столице: Тогда вода реки Почайны – пишет Св. Нестор – протекала близ самой горы Кіевской, то есть, у подошвы Стараго Кіева, который в древности назывался просто Горою и был наиболее обитаем. Кіево-Подол в этом столетии был еще ненаселен. Покрытый топями и лесом, он представлял пустыню; в которой однакож, как бы украдкою между деревьями, находилась церковь Св. Иліи, выстроенная на берегу ручья Почайны близ слободы Козарской… Главная дорога в город называлась Боричев въезд и круто подымалась от Почайны на гору мимо крепостного вала, в котором с западной стороны были единственныя врата, а перед ними мост.

Николай Закревский - «Описание Киева», 1868 год.


Река Почайна на плане Киева Х века

Река Почайна на плане Киева Х века

Фото: geocaching.su

Именно в этот момент истории и проявилась важная роль летописной реки, бравшей свое начало на Оболони. На ее заливных лугах Почайна начиналась небольшим ручейком, чтобы впасть далее в Днепр глубокой и полноводной рекой между современной Почтовой площадью и Пешеходным мостом – в районе памятника Магдебургскому праву. Она все время меняла свое русло, питая большое количество озер, которые назывались «старицы». До наших дней сохранились свидетельства о необыкновенной чистоте воды в самой реке и ее озерах, которая была «чиста, как кристалл, холодна и безвкусна, следовательно, хороша».


«Верстах в трех с половиной от Киев-Подола к северу, и не более полторы версты от слободы Куреневки, на обширной и ровной Оболони, подобно острову, возвышается песчаный бугор, длиною около трех сот сажень, при подошве коего находятся небольшие озера, из которых получает начало свое малая речка Почайна. Она протекает по Оболони почти в прямом направлении к югу».

Николай Закревский – «Описание Киева», 1868 год.


 Почайна разделяла земли Оболони на две части, а от Днепра она была отделена песчаной косой, которая скрывалась под водой во время весенних паводков. В древних хрониках Киевской Руси река неоднократно упоминается в связи с важнейшими для Киева событиями. В этих же документах содержатся сведенья о том, что она имела несколько вариантов народных названий – Почая, Пачаня, Пучай, Опичань, Пичаня, Пичань и Ручай.


«Еще в XVIII столетии Почайна составляла довольно глубокую речку, протекавшую у самого Подола. От Днепра отделялась она узкою земляною косою, которая во время разлития Днепра покрывалась им... Этою разделительною косою объясняется несогласие наших летописцев в том, что одни место крещения народа назначают в Почайне, а другие в Днепре».

Иван Фундуклей – «Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям», 1847 год.


Протекавшая на Оболони Почайна на карте Киева IХ-XIII веков

Протекавшая на Оболони Почайна на карте Киева IХ-XIII веков

Фото: kiev-maps.com

После принятия веры в Иисуса Христа, князь Владимир приказал уничтожить изваяния языческих божеств. Различные идолы были изрублены и сожжены, а статую верховного божества – Перуна, привязали к лошадям и протянули по улицам города. По пути двенадцать дружинников били по ней палками, затем идол был сброшен в воды Почайны. Согласно указу князя, на следующее утро все киевляне должны были собраться на берегу. После того, как народ прибыл в указанное место, людей крестили в воде летописной реки, скорее всего – в том месте, где она впадала в Днепр. Таким образом, Киевская Русь вошла в число европейских христианских держав, что не только укрепило ее авторитет и могущество, но и позитивно отразилось на развитии древнерусской культуры.


«Великий князь Владимир повелел ниспровергнуть Перуна с киевских высот и стащить его по Боричеву, древнему путищу, пролегавшему с киевских высот к пристани на Ручай…»

Николай Сементовский - «Киев, его святыни, древности, достопамятности», 1871 год.


План Подола 1695 года Ф. Ушакова, на котором можно увидеть и Почайну, и части песчаной косы, отделявшей ее от Днепра

План Подола 1695 года Ф. Ушакова, на котором можно увидеть и Почайну, и части песчаной косы, отделявшей ее от Днепра

Фото: facebook.com

Историческое значение крещения киевлян в Почайне нельзя переоценить. Это событие навсегда изменило уклад жизни восточных славян, а сама Почайна надолго стала настоящим символом Киева. Подтверждением этого стали события 1240 года, когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие. Армия кочевников грабила и уничтожала все на своем пути, не минул такой участи и Киев. В тот трагический период священнослужители Киево-Печерской Лавры вынуждены были покинуть город, чтобы спасти святыни обители. После долгого путешествия монахи остановились на территории современной Тернопольщины и основали там монастырь, названный «Почаевским», отдав тем самым дань уважения киевской реке Почайна.


 «Почайна протекала возле Рождественской церкви еще в 1700 году, что видно, между прочим, из царской грамоты, в сем году данной Михайловскому монастырю».

Михаил Максимович – «Обозрение Старого Киева», 1839 год.


 После монголо-татарского нашествия Киев был возрожден, а Почайна еще долго выполняла стратегически важную роль главной водной артерии столицы. Расположенная на ней киевская гавань Притыка хорошо защищала суда в зимний период и во время непогоды. Но существовала одна сложность. Идущие с севера по Днепру корабли вынуждены были огибать песчаную косу, для того, чтобы попасть в воды Почайны, а затем в городскую гавань. А это означало необходимость проделывания немалого крюка по пути. По этой причине в 1710 году было принято решение прорыть в косе канал, чтобы уменьшить путь к Притыке.


«Отправляемые казенные баржи с разными воинскими припасами вниз по Днепру обыкновенно для тиховодия заводимы были в вершину Почайны и причаливаемы были в том месте к деревянным срубам... Для сокращения к сей пристани водного пути прокопан был иждивлением городским прямо от днепровского поворота по песчаному грунту судоходный канал, и сим образом Днепр не только поглотил Почайну, смыв оставшийся остров, но и знатную часть Подола истребил».

Максим Берлинский – «Истории города Киева», 1799 год.


 Идея была реализована, однако хорошее начинание оказалось губительным для легендарной киевской реки. Мощное днепровское течение хлынуло в образовавшийся канал, размыв песчаную косу и поглотив Почайну. А ее русло в центральной части Киева частично пересохло в конце XIX – в начале XX веков, после строительства новой гавани на Подоле и подольской промзоны. В наше время о Почайне напоминают – акватория этой гавани на Рыбальском полуострове и цепочка живописных озер «Опечень», составлявших другую часть русла реки, которое располагалось на территории Оболони. Старые карты XIX века сохранили несколько другое название этих озер – «Опочень», в котором можно легко узнать их связь с древней рекой.

Открытка с изображением Подола конца XIX - начала ХХ веков. Островки напротив берега могут быть остатками косы, отделявшей Почайну от Днепра

Открытка с изображением Подола конца XIX - начала ХХ веков. Островки напротив берега могут быть остатками косы, отделявшей Почайну от Днепра

Фото: Wikipedia.org

Память об огромном значении Почайны в истории Киевской Руси, а затем и Украины, навсегда запечатлена в замечательном стихотворении «Мені відкрилась істина печальна...» великой поэтессы Лины Костенко, так точно отразившим произошедшее с летописной оболонской рекой:

Мені  відкрилась  істина  печальна:

життя  зникає,  як  ріка  Почайна.

Через  віки,  а  то  й  через  роки,

ріка  вже  стане  спогадом  ріки.

І  тільки  верби  знатимуть  старі:

киян  хрестили  в  ній,  а  не  в  Дніпрі.

Фрагмент карты Киева 1930-х годов, на которой видно, что озера Опечень ранее были единым водоемом, который, в свою очередь, был частью русла Почайны

Фрагмент карты Киева 1930-х годов, на которой видно, что озера Опечень ранее были единым водоемом, который, в свою очередь, был частью русла Почайны

Фото: facebook.com

Впрочем, легендарная река не исчезла полностью. Даже, несмотря на то, что в процессе строительства жилого массива на Оболони в 1960-х годах, ее сохранившееся русло было разделено на цепь из пяти крупных озер системы Опечень, небольшая часть природного русла все же осталась на территории Оболонского района. Сейчас Почайну в ее естественных берегах можно увидеть в промзоне на Петровке.

Фотография Почайны, сделанная историком Николаем Шарлеманем в 1968 году на Оболони

Фотография Почайны, сделанная историком Николаем Шарлеманем в 1968 году на Оболони

Фото: facebook.com

Благодаря оболонским активистам, 26 апреля 2016 года безымянной ранее речке, соединяющей озеро Иорданское и залив Волковата, было официально возвращено ее историческое название. Более того, усилия многих неравнодушных жителей нашего района, позволили начать процесс очистки русла Почайны и обустройства на ее берегах парка. В данный момент историческая река продолжает возрождаться, напоминая киевлянам о великих событиях, с которыми она неразрывно связана.

Сохранившееся русло Почайны на современной карте Киева

Сохранившееся русло Почайны на современной карте Киева

Фото: lb.ua


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Оболонь в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Легендарная река Почайна продолжает существовать в Оболонском районе


 


0.0695 s
22
cache